27 апреля 2024
Сегодня
28 апреля 2024
30 апреля 2024
02 мая 2024
03 мая 2024
04 мая 2024
05 мая 2024
07 мая 2024
08 мая 2024
10 мая 2024
14 мая 2024
16 мая 2024
18 мая 2024
19 мая 2024
21 мая 2024
22 мая 2024
23 мая 2024
24 мая 2024
25 мая 2024
26 мая 2024
28 мая 2024
29 мая 2024
30 мая 2024
31 мая 2024
01 июня 2024
02 июня 2024
04 июня 2024
05 июня 2024
06 июня 2024
07 июня 2024
13 июня 2024
14 июня 2024
15 июня 2024
16 июня 2024
19 июня 2024
20 июня 2024
21 июня 2024
22 июня 2024
23 июня 2024
25 июня 2024
26 июня 2024
28 июня 2024
30 июня 2024
18 августа 2024
20 августа 2024
25 августа 2024
28 августа 2024
29 августа 2024
01 сентября 2024
04 сентября 2024
08 сентября 2024
10 сентября 2024
12 сентября 2024
14 сентября 2024
15 сентября 2024
18 сентября 2024
20 сентября 2024
22 сентября 2024
25 сентября 2024
27 сентября 2024
28 сентября 2024
29 сентября 2024
Журнал
  • Апрель
    27
  • Май
  • Июнь
  • Июль
  • Август
  • Сентябрь
09.03.2016
Монахини и гильотина: в Пермской опере прозвучат «Диалоги кармелиток» Франсиса Пуленка

12 марта на сцене Пермского оперного впервые прозвучат «Диалоги кармелиток» Франсиса Пуленка в концертной версии. Среди исполнителей — три номинанта на Национальную театральную премию «Золотая Маска»: Зарина Абаева, Надежда Павлова и Артем Абашев.

Опера «Диалоги кармелиток», не звучавшая на Пермской сцене ни разу, 12 марта 2016-го завершит концертные исполнения опер в 144-м сезоне.

«Диалоги кармелиток», основанные на пьесе французского писателя Жоржа Бернаноса, отсылают к реальным событиям времен Великой французской революции и повествуют о сестрах кармелитского монастыря в Компьене, во времена якобинского террора приговоренных к смерти революционным трибуналом и в тот же день казненных на гильотине. Это сочинение Пуленка принадлежит к оперным шедеврам второй половины XX века — впервые она была представлена публике в 1957 году в театре La Scala — и прошла с большим успехом, такого триумфа строгая миланская публика не удостаивала композиторов со времен Пуччини.

Артем Абашев, дирижер:

— «Диалоги кармелиток» я выбрал по нескольким причинам. Во-первых, эта опера близка мне лично — драматизм и сложность, глубина и мелодизм произведения очень отзываются. Во-вторых, Пуленк создал хоть и многофигурную историю — в опере 16 персонажей, у каждого из которых проработанный характер и своеобразная вокальная линия, однако композиторский гений смог сделать гармонии очень прозрачными, ясными и легкими для восприятия.

В центре оперы — душевные переживания монахинь, идущих на смерть: к приговоренным сестрам-кармелиткам сознательно присоединяется Бланш, молодая аристократка, совсем недавно принявшая послушание. Вопросы смерти, добровольной жертвы, страха перед неизвестностью с особой силой волновали Пуленка — свидетеля двух мировых войн. У «Диалогов» редкое по силе воздействия завершение: в финале монахини поют молитву Salve Regina («Возрадуйся, Царица Небесная»), а их пение прерывает звук падающего ножа гильотины. 

Произведение, несмотря на внешнюю монументальность (три акта, двенадцать картин), по существу оказалось камерным. «За исключением двух сцен — четвертая картина второго действия (хор народа за кулисами) и четвертая картина третьего действия (хор народа на втором плане, поющий с закрытым ртом) — и коротких совместных молитв кармелиток, вокальная линия оперы одноголосна; одновременно с оркестром постоянно звучит только одна партия; в этом произведении нет привычных ансамблей: дуэтов или трио. Оправдывая название «Диалогов», композитор ведет повествование в форме разговоров, передавая слово то одному, то другому собеседнику»[1].

В Перми спектакль будут исполнять артисты оперной труппы, хор и оркестр musicAeterna. В главных партиях — номинанты на премию «Золотая Маска — 2016»: Зарина Абаева (она исполнит партию сестры Бланш) и Надежда Павлова (ей предстоит воплотить юную сестру Констанс). За дирижерским пультом — еще один номинант, Артем Абашев.

За час до начала оперы зрители, купившие билеты на представление, получают возможность бесплатно посетить лекцию  музыковеда Анны Фефеловой, которая погрузит в контекст произведения и эпохи.


[1] Медведева И. Франсис Пуленк. М.: Советский композитор, 1969. С. 160 

поиск