24 апреля 2024
Сегодня
25 апреля 2024
26 апреля 2024
27 апреля 2024
28 апреля 2024
30 апреля 2024
02 мая 2024
03 мая 2024
04 мая 2024
05 мая 2024
07 мая 2024
08 мая 2024
10 мая 2024
14 мая 2024
16 мая 2024
18 мая 2024
19 мая 2024
21 мая 2024
22 мая 2024
23 мая 2024
24 мая 2024
25 мая 2024
26 мая 2024
28 мая 2024
29 мая 2024
30 мая 2024
31 мая 2024
01 июня 2024
02 июня 2024
04 июня 2024
05 июня 2024
06 июня 2024
07 июня 2024
13 июня 2024
14 июня 2024
15 июня 2024
16 июня 2024
19 июня 2024
20 июня 2024
21 июня 2024
22 июня 2024
23 июня 2024
25 июня 2024
26 июня 2024
28 июня 2024
30 июня 2024
18 августа 2024
20 августа 2024
25 августа 2024
28 августа 2024
29 августа 2024
01 сентября 2024
04 сентября 2024
08 сентября 2024
10 сентября 2024
12 сентября 2024
14 сентября 2024
15 сентября 2024
18 сентября 2024
20 сентября 2024
22 сентября 2024
25 сентября 2024
27 сентября 2024
28 сентября 2024
29 сентября 2024
Журнал
  • Апрель
    24
  • Май
  • Июнь
  • Июль
  • Август
  • Сентябрь
04.02.2017
Международный Дягилевский фестиваль 2017: события, которые нельзя пропустить

Русалочьи подводные песни, балеты Стравинского, Фестивальный оркестр, оперы Cantos и «Свадьба», концерты по ночам и на заре, проект Rimini ProtokollRemote Perm и это далеко не полный список событий, которые нельзя пропустить.

Одиннадцатый Международный фестиваль, носящий имя великого импресарио Сергея Дягилева, пройдет в Перми с 14 по 25 мая 2017 года. В программе: мировые и российские премьеры, камерные и симфонические концерты, спектакли и выставки, образовательная программа и неформальные встречи.

14 мая откроет программу Дягилевского фестиваля, вопреки сложившейся в предыдущие годы традиции, концерт Фестивального оркестра под управлением Теодора Курентзиса. В этом году маэстро Курентзис обращается к Первой симфонии Густава Малера.

ОПЕРА, БАЛЕТ, ПЕРФОМАНС

К показу на фестивале готовятся громкие премьеры театра в 145-м сезоне: оперы Алексея Сюмака Cantos в постановке Семена Александровского и Анны Соколович «Свадьба» в постановке Антона Адасинского. Оба спектакля — камерные, Cantos рассчитан на 120 зрителей, а «Свадьба» — на 400.

Написанное по заказу Пермского театра оперы и балета произведение Cantos / «Песни» российского композитора Алексея Сюмака вдохновлено биографией и избранными произведениями американского поэта-модерниста Эзры Паунда, который в свою очередь стремился создать новый эпос, единый для всего человечества. Это «опера наоборот». Главным действующим героем здесь выступает не вокалист, а музыкант-инструменталист. В данном случае — скрипач. Его сопровождают ударные и хор.

Без музыкального сопровождения, a cappella, выступают шесть солисток в наиболее значительном сочинении Аны Соколович — опере «Свадьба». Фабула повторяет сербский обряд приготовления невесты к свадьбе в кругу близких женщин: матери, сестры, подруг и так далее. В пермской постановке режиссер Антон Адасинский работает на стыке вербального и пластического театра. Пространство их наложения друг на друга становится пространством спектакля, в котором слово дублируется жестом, а оперные певицы соседствуют с артистками contemporary dance.

Еще один спектакль с пением a cappella The Hidden Sayings — представит Центр Ежи Гротовского (Италия). Творческое переосмысление взаимодействия песен южных штатов Америки, принадлежащих афро-американской традиции, и христианских текстов, в основном переведенных с коптского языка. Психофизиологическая подготовка труппы в театре Гротовского до предела обостряет способности «превратить спектакль в акт своеобразного священнодействия». В результате зрители видят спектакль-исследование основ, таких простых и таких сложных — действия, контакта, слова, пения, танца.

Балетные премьеры одиннадцатого Дягилевского фестиваля в Перми — это «must see». В завершающий день фестиваля всех любителей танца ждет роскошный подарок: три одноактных балета Игоря Стравинского от трех ведущих российских хореографов в исполнении Пермского балета. Владимир Варнава поставит «Петрушку», Вячеслав Самодуров — «Поцелуй феи», Алексей Мирошниченко — «Жар-птицу».

Работая с образом Петрушки, Владимир Варнава, берет в фокус две темы: противостояние творческой индивидуальности агрессивной толпе и свобода воли художника в контексте жизненного сценария. Визуальная концепция, разработанная Галей Солодовниковой, построена на приеме «театр в театре»: подмостки балаганчика вписаны в реальное пространство сцены.

Постановщик «Жар-птицы», главный балетмейстер Пермского балета Алексей Мирошниченко, обещает провести зрителя через стили главных хореографов XXI—XX веков в обратной хронологии — из современности вернуться к Михаилу Фокину, создателю первой хореографической версии «Жар-птицы» 1910 года. Идея хрестоматии будет поддержана сценографией и костюмами, которые, в исполнении Альоны Пикаловой и Татьяны Ногиновой, основаны на знаковых художественных символах эпох, в которые творили балетмейстеры.

Хореограф третьего балета — художественный руководитель балетной труппы Екатеринбургского театра оперы и балета Вячеслав Самодуров. «Поцелуй феи» — самый поздний из упомянутых балетов Стравинского (1928; новая редакция — 1950 год) и самый романтически настроенный. В основу либретто положены некоторые сюжетные мотивы сказки «Ледяная дева» Андерсена. Эпиграфом к изданию партитуры стало признание композитора: «Посвящаю этот балет памяти Петра Ильича Чайковского. Балет имеет аллегорический смысл — ведь муза Чайковского сродни этой фее. Подобно фее, муза отметила Чайковского своим поцелуем, печать которого лежит на всех творениях великого художника».

НОВЫЕ ФОРМАТЫ

Одно из самых ярких событий грядущего фестиваля — выступление проекта AquaSonic — подводный концерт в самом прямом смысле слова. Музыканты играют и поют, находясь под водой в аквариумах, размещенных на сцене. Артисты используют особую вокальную технику и совершенно новые инструменты, способные звучать под водой. Среди них подводный орган, или гидролофон, кристаллофон, ротакорда, ударные инструменты и скрипка.

В противовес технологичным современным экспериментам AquaSonic — выступление Ensemble Micrologus. Музыканты используют достоверные копии старинных инструментов, а также средневековых костюмов и декораций в своих театрализованных представлениях. Каждый год они предлагают публике один или два новых спектакля, чередуя сакральную и профанную музыку XII—XV веков.

Дважды в день, в период с 15 по 24 мая, 50 зрителей смогут присоединиться к проекту Remote Perm немецкой группы Rimini Protokoll и совершить путешествие внутрь города, в котором прошло детство театрального новатора Сергея Дягилева. В этом спектакле нет актеров. Участники Remote Х — они же действующие лица и исполнители. Перед стартом они получают наушники. Синтетический голос, напоминающий голос GPS-навигатора, произносит первую фразу: «Привет, меня зовут Алекс!» — и предлагает следовать его указаниям. Remote Х прокладывает новый маршрут по городу. Создает саундтрек парков, площадок, торговых центров, церквей, кладбищ и лабиринтов улиц.

КОНЦЕРТЫ

В концертной программе — громкие имена виртуозных музыкантов: виолончелист Брюно Коксе, пианисты Антон Батагов и Алексей Любимов дадут сольные концерты, каждый из которых наполнен особым значением и философией. Кроме того, эти три исполнителя примут участие в ночных концертах, ставших визитной карточкой фестиваля, — традиционном piano-gala и cello gala, который пройдет впервые, но в том же ожидаемом и любимом фестивальной публикой формате, который не утрачивает своей магии. Что сыграют музыканты, станет известно лишь по окончании концерта.

Охвачена в этом году и этническая музыка: с концертом выступит обладатель премии ЮНЕСКО Алим Касимов (Азербайджан) — ханенде (певец-солист), исполняющий мугамы (традиционные азербайджанские произведения) и Пандит Харипрасад Чаурасия (Индия) — фьюжн-музыкант, играющий раги (классическая индийская музыка) на бансури (индийской бамбуковой флейте) под аккомпанемент фортепиано и прочих «западных» инструментов.

Отдельного упоминания заслуживает вокальный концерт Liederabend, где уже знакомая по предыдущему фестивальному исполнению Малера меццо-сопрано Пола Муррихи в этот раз выступит вместе с пианисткой Таней Блэйч (Ирландия/США).

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

В 2017-м в рамках образовательной программы продолжится с большим успехом начатая в прошлом году линия мастер-классов с крупнейшими мировыми музыкантами, приезжающими на фестиваль. В этом году, помимо пианистов, хореографов, режиссеров и дирижеров, будет открыт прием заявок для виолончелистов (в 2016-м был большой спрос на эту специальность).

Неотъемлемая часть программы — лекции и встречи с музыкантами, учеными, искусствоведами. В центре внимания — современная музыка. В числе приглашенных лекторов — Алексей Парин, Левон Акопян, Ольга Манулкина.

Еще одно очень важное событие этого года, напрямую говорящее о значимости образовательной программы, — проект выпускников Образовательной программы Дягилевского фестиваля — 2016, который они создали совместно с выпускниками Международной академии молодых композиторов в городе Чайковском. Ожидается, что они представят две мини-оперы, написанные и поставленные силами молодых композиторов, дирижеров и режиссеров специально для Дягилевского фестиваля — 2017.

Традиционно Дягилевский фестиваль пройдет на нескольких площадках — на сценах Пермского театра оперы и балета им. П. И. Чайковского и Театра-Театра, в Органном зале и Пермской художественной галерее, в Доме Дягилева и в Частной филармонии «Триумф». 

поиск