26 апреля 2024
Сегодня
27 апреля 2024
28 апреля 2024
30 апреля 2024
02 мая 2024
03 мая 2024
04 мая 2024
05 мая 2024
07 мая 2024
08 мая 2024
10 мая 2024
14 мая 2024
16 мая 2024
18 мая 2024
19 мая 2024
21 мая 2024
22 мая 2024
23 мая 2024
24 мая 2024
25 мая 2024
26 мая 2024
28 мая 2024
29 мая 2024
30 мая 2024
31 мая 2024
01 июня 2024
02 июня 2024
04 июня 2024
05 июня 2024
06 июня 2024
07 июня 2024
13 июня 2024
14 июня 2024
15 июня 2024
16 июня 2024
19 июня 2024
20 июня 2024
21 июня 2024
22 июня 2024
23 июня 2024
25 июня 2024
26 июня 2024
28 июня 2024
30 июня 2024
18 августа 2024
20 августа 2024
25 августа 2024
28 августа 2024
29 августа 2024
01 сентября 2024
04 сентября 2024
08 сентября 2024
10 сентября 2024
12 сентября 2024
14 сентября 2024
15 сентября 2024
18 сентября 2024
20 сентября 2024
22 сентября 2024
25 сентября 2024
27 сентября 2024
28 сентября 2024
29 сентября 2024
Журнал
  • Апрель
    26
  • Май
  • Июнь
  • Июль
  • Август
  • Сентябрь
25.07.2017
«Исключительное явление», «яркая вспышка» — musicAeterna и Теодор Курентзис дали первые концерты в Зальцбурге

Оркестр и хор musicAeterna под управлением Теодора Курентзиса начали свое выступление на Зальцбургском фестивале — 2017. В воскресенье, 23 июля, они исполнили «Реквием» Моцарта и приняли участие в камерном концерте, где прозвучали произведения Дмитрия Шостаковича и Альфреда Шнитке. Австрийские критики и журналисты приняли российских музыкантов восторженно.

Десятки анонсов, рецензий и комментариев в европейской прессе сопровождают выступление пермских музыкантов на Зальцбургском фестивале. Журналисты подчеркивают особую атмосферу концертов, точность и чистоту исполнения, отмечают новизну и радикальность прочтения Курентзисом «Реквиема» Моцарта и обращают внимание на оригинальный облик маэстро.

Зальцбургский фестиваль. Реквием Моцарта
© Salzburger Festspiele / Andreas Kolarik

Австрийское информационное агентство APA первым отреагировало на воскресный концерт musicAeterna рецензией под названием «Стоячие овации для Теодора Курентзиса на фестивале» и, вероятно, задало тон последующим публикациям.

«Одним только своим появлением Теодор Курентзис разрушает застывший облик Зальцбургского фестиваля. Своими узкими джинсами, красными шнурками и стрижкой андеркат он определенно напоминает рок-звезду среди дирижеров. Также и с точки зрения музыки дух рок-н-ролла парит в Фельзенрайтшуле (основная концертная площадка фестиваля – прим. ред.), поскольку стиль Курентзиса энергичный и прежде всего освежающий», — пишет агентство. 

«Все начинается динамично и сильно. После нескольких тактов очевидно: это не будет скорбная, медленная заупокойная месса. Вступление вызывает скорее ощущение менуэта в приподнятом настроении. Курентзис не оставляет времени на пафос, его «Реквием» исключительно чистый и аккуратный. Таков же и хор musicAeterna — точный и ясный», — так описывает концерт APA и заключает: «феномен Теодора Курентзиса воодушевил Зальцбург. Публика принимает его «на ура». Курентзис тоже выглядит удовлетворенным, обнимает почти каждого музыканта. Этот дебют как яркая вспышка».

Зальцбургский фестиваль. Концерт хора
© Salzburger Festspiele / Andreas Kolarik

Примерно в таком же духе высказались и другие австрийские СМИ. Так, крупнейшая австрийская газета Wiener Zeitung сравнивает выступление оркестра musicAeterna с церковным обрядом и описывает происходящее как некий акт «высочайшего единодушия и точности, пленительной ясности, абсолютного отречения и трансцендентности».

«В своих черных в пол облачениях они напоминают скорее монашеский орден, чем оркестр. Единственная цветная деталь — это красные шнурки на ботинках маэстро», — замечает автор текста Джудит Бельфких.

«Этот Моцарт — радикальный, бескомпромиссный и неизбежный, однако не допускающий произвольности. Вечный свет не знает покоя, он спешит дальше от вечности к вечности. Чувственности и приземленности здесь нет места. <…> Курентзис при этом — объединяющий центр, он держит в руках все музыкальные нити, артикулирует каждый слог вместе с хором. То, что Моцарт при этом оказывается зажатым в тиски, не давая музыке пространства для текучести или дыхания, — просто легкая тень на захватывающем дух концерте», — резюмирует издание.

Одна из крупнейших австрийских газет — Salzburger Nachrichten — в статье под заголовком «Теодор Курентзис дирижирует «Реквием» Моцарта: ритуал в черном» обращает внимание на атмосферу концерта, удивляется несколько непривычному для академичной публики визуальному решению: «музыканты и певцы вышли на сцену в черных монашеских одеяниях» и играли стоя, — и тоже сравнивает исполнение «Реквиема» с ритуалом.

Зальцбурский фестиваль. Концерт хора
© Salzburger Festspiele / Andreas Kolarik

«Для исторически подкованного слушателя — программка это подтверждает — от мифического посланца, который якобы заказал это произведение, — здесь осталась только черная одежда. И нечто красное на ботинках долговязого дирижера, что служит небольшой выразительной деталью. <…> Изрядная доля театральности служит для создания атмосферы. И она — что самое главное — не помеха отшлифованному музыкальному очертанию», — отмечают Salzburger Nachrichten.

В заключение автор статьи Дерек Вебер отмечает, что Зальцбург встретил маэстро ликованием и называет его работу «исключительным явлением», «обогатившим европейскую музыкальную сцену».

«Дирижер обостряет то, что его предшественники в области исторического музицирования  нарабатывали десятилетиями, более того, придает ему легкость, которая довольно редко встречается. Посмотрим, что будет происходить дальше, и в каких областях Курентзис еще сумеет выявить нечто новое. Возможность для этого еще будет у него этим летом в Зальцбурге. В любом случае Курентзис, если не придавать значения его образу и Гофмановским чертам, совершенно исключительное явление, которое из российско-сибирского небытия пришло на Запад и обогатило местную музыкальную сцену», — пишет издание.

Зальцбургский фестиваль в этом году проходит с 21 июля по 30 августа. Впервые в истории фестиваля основную – оперную – программу открывают российские музыканты. Теодор Курентзис, оркестр и хор musicAeterna и американский режиссер Питер Селларс представят публике оперу Моцарта «Милосердие Тита». Премьера состоится 27 июля. Ожидается, что фестиваль посетят около 260 тысяч человек.

поиск