23 апреля 2024
Сегодня
24 апреля 2024
25 апреля 2024
26 апреля 2024
27 апреля 2024
28 апреля 2024
30 апреля 2024
02 мая 2024
03 мая 2024
04 мая 2024
05 мая 2024
07 мая 2024
08 мая 2024
10 мая 2024
14 мая 2024
16 мая 2024
18 мая 2024
19 мая 2024
21 мая 2024
22 мая 2024
23 мая 2024
24 мая 2024
25 мая 2024
26 мая 2024
28 мая 2024
29 мая 2024
30 мая 2024
31 мая 2024
01 июня 2024
02 июня 2024
04 июня 2024
05 июня 2024
06 июня 2024
07 июня 2024
13 июня 2024
14 июня 2024
15 июня 2024
16 июня 2024
19 июня 2024
20 июня 2024
21 июня 2024
22 июня 2024
23 июня 2024
25 июня 2024
26 июня 2024
28 июня 2024
30 июня 2024
18 августа 2024
20 августа 2024
25 августа 2024
28 августа 2024
29 августа 2024
01 сентября 2024
04 сентября 2024
08 сентября 2024
10 сентября 2024
12 сентября 2024
14 сентября 2024
15 сентября 2024
18 сентября 2024
20 сентября 2024
22 сентября 2024
25 сентября 2024
27 сентября 2024
28 сентября 2024
29 сентября 2024
Журнал
  • Апрель
    23
  • Май
  • Июнь
  • Июль
  • Август
  • Сентябрь
31.08.2012
Теодор Курентзис готовится к свадьбе

В Пермском театре оперы и балета полным ходом идут репетиции первой премьеры

141-го сезона — оперы  Le Nozze di Figaro («Свадьба Фигаро») Моцарта в постановке дирижера Теодора Курентзиса и режиссера Филиппа Химмельманна. Спектакль является  копродукцией с Дворцом фестивалей Баден-Бадена (Festspielhaus Baden-Baden). Премьера в Перми состоится 18, 19, 20, 22 и 23 сентября, на полгода раньше, чем в Баден-Бадене.

Свадебный переполох

Такого состава постановщиков и исполнителей в Перми не было с начала ХХ века. На постановку самой остроумной оперы Моцарта в Пермь съехались певцы из разных уголков планеты — от Греции до США. В том числе звезды с мировыми именами — Симоне Альбергини, Анна Касьян и Кристиан ван Хорн — а также молодые певцы, для которых участие в интернациональном проекте Пермской оперы может послужить хорошим толчком в карьере.

На репетициях заправляют два мастера — один из самых востребованных европейских режиссеров Филипп Химмельманн и один из самых креативных современных дирижеров, культовая фигура в России и желанный гость европейских фестивалей — Теодор Курентзис.

Филипп Химмельманн на репетиционной площадке строг и бескомпромиссен: он придумывает артистам сложные комбинированные мизансцены и требует от них полной выкладки. Певцы поют, совершая невероятные кульбиты. К примеру, исполнительницы партии пажа Керубино, пермячка Наталья Буклага и гречанка Теодора Бака, осваивают альпинистское снаряжение, готовясь к полетам над сценой.

Откровенные сцены фривольной комедии Филипп Химмельманн выстраивает с профессиональной легкостью,  скользя по краю дозволенного. Француженка Анна Касьян и гречанка Фани Антонелу, играющие Сюзанну, штудируют драматическую методу, репетируя разные оттенки любви: в спектакле на долю Сюзанны приходится несколько амурных сцен, в том числе с графиней Розиной. Итальянец Симоне Альбергини и американец Кристиан ван Хорн (Фигаро), а также украинец Андрей Бондаренко и россиянин Максим Аниськин (граф Альмавива) соревнуются в ораторском искусстве и обольщении.

Действие постановки Филипп Химмельманн совместно с художником Йоханнесом Лайакером поместили в Райский сад, отгороженный от мира стеклянными стенами. В этих тепличных условиях чувства и чувствительность, гордость и предубеждение, секс, ложь и интриги прорастают, как сорняки, однако в финале над всем рутинным все равно возвысится настоящая любовь.

Пока в классе идут репетиции южных страстей, в фойе театра оркестр MusicAeterna под руководством Теодора Курентзиса оттачивает музыкальную драматургию. Как и в первой постановке проекта «Трилогия Моцарта—Да Понте в Перми» Cosi fan tutte, музыканты играют на жильных струнах, по традиции моцартовской эпохи, а оркестр укомплектован старинными духовыми инструментами и хаммерклавиром. «За впечатляющие достижения в области музыкального аутентизма» — с такой формулировкой Теодор Курентзис в 2008 году получил «Золотую маску» за постановку «Свадьбы Фигаро» в Новосибирском театре оперы и балета (режиссер Татьяна Гюрбача). Не исключено, что главная театральная премия страны не обойдет стороной и новую работу маэстро.

Тем временем в пошивочном цехе ассистент художника по костюмам Тристан Чесны руководит примеркой костюмов. Вместе с художницей Флоранс фон Геркан они придумали простые, но элегантные наряды, сшитые из экологичных материалов. По ходу спектакля герои несколько раз переодеваются: сначала они предстают в однотонных костюмах, сшитых из грубого льна, а ближе к финалу, то есть к свадебному торжеству, украшают свои наряды изысканными корсетами в стиле эпохи рококо, декорированными цветочными орнаментами и изображениями экзотических животных. «В наших костюмах можно выйти не только на театральную сцену, но и на подиум, и даже появиться в них на каком-нибудь приеме», — говорит Тристан и восхищается мастерством пермских швей. Он не первый, кто отмечает высокий класс работы театрального пошивочного цеха: в прошлом году  знаменитая Симона Кермес, певшая на премьере Cosi fan tutte, увезла домой сшитое пермскими мастерами платье casual.

Фигаро тут, Фигаро там

«Свадьба Фигаро» — впечатляющий образ уходящего галантного века, непревзойденное сочетание эроса и игры, остроумия и грусти» (Стендаль). По сюжету, Фигаро, камердинер графа Альмавивы, собирается жениться на горничной графини Сюзанне. Однако граф всячески препятствует свадьбе — невеста приглянулась ему самому. Находчивый слуга мог бы с легкостью обвести сластолюбца вокруг пальца, да только господский дом набит интриганами, жаждущими насолить герою. Сюжет заимствован из

комедии известного французского драматурга Пьера Бомарше «Безумный день, или Женитьба Фигаро» (1781). Из-за острой сатиры на аристократию три года текст был под цензурным запретом, пока общественность не вынудила Людовика XVI снять табу на постановку. Раздутый вокруг пьесы скандал лишь подстегнул Моцарта на создание оперы. Социальный подтекст композитор и либреттист виртуозно завуалировали под комедию нравов с остроумными диалогами и метаморфозами. Либреттист Лоренцо Да Понте мастерски использовал скандальную пьесу Бомарше, а «гениальность Моцарта сообщила тексту взволнованность и поставила его над историей» (Стрелер).

Le Nozze di Figaro («Свадьба Фигаро») — вторая часть масштабного проекта «Трилогия Моцарта—Да Понте в Перми», с большим успехом запущенного в прошлом году оперой Cosi  fan tutte: все три совместных творения великого композитора и великого либреттиста (третья премьера, опера Don Giovanni («Дон Жуан») в постановке режиссера Питера Селларса и дирижера Теодора Курентзиса, запланирована на сезон 2013/ 2014) впервые в России будут поставлены на сцене одного театра с участием звезд мировой величины.

Предстоящая премьера является копродукцией Пермской оперы и Festspielhaus Baden-Baden. Если в Перми над трилогией работают разные постановочные команды и связующим звеном выступает только дирижер Теодор Курентзис, то в Баден-Бадене трилогию Моцарта—Да Понте ставят одни и те же люди, но в каждом случае приглашается новый дирижер. Более того, все три спектакля объединены общей идеей, которая разыгрывается в декорациях одного и того же Райского сада, но в разное время года: Cosi fan tutte — это весна, Le Nozze di Figaro — лето, а Don Giovanni — зима.  В феврале 2011 года оперу Cosi fan tutte в Баден-Бадене поставили Филипп Химмельманн и Теодор Курентзис, премьера Le Nozze di Figaro состоится в мае 2013-го под управлением дирижера Томаса Хенгельброка и с другим составом исполнителей. 

Свадебный альбом

Сразу после премьеры в Пермском театре оперы и балета начнется запись оперы Le Nozze di Figaro специалистами одной из крупнейших европейских звукозаписывающих компаний Sony. Запись будет проводиться в театре при участии солистов премьеры и приглашенных исполнителей: одна из главных героинь оперы, графиня Розина, на диске запоет голосом виртуозной исполнительницы музыки барокко и классицизма Симоны Кермес. Со времен Requiem Моцарта (Alpha, 2011), вызвавшего жаркие споры в среде европейских меломанов, это будет ее вторая совместная запись с Теодором Курентзисом и оркестром MusicAeterna.

поиск