Спектакли Пермского театра оперы и балета «Свадебка» и «В сторону Дягилева», номинированные в этом году на театральную премию «Золотая Маска», будут показаны на сцене театра «Новая опера» в Москве 19 и 20 марта.
Напомним, Пермский театр оперы и балета в этом году стал рекордсменом по количеству претендентов на премию — 17 номинаций. Фестиваль «Золотая Маска-2013» стартовал в Москве 28 января. В течение января-апреля на сценах московских театров проходят спектакли, претендующие на национальную театральную премию, в числе которых четыре спектакля Пермского театра оперы и балета. На сцене театра «Новая опера» в феврале с большим успехом прошли оперы Cosi fan tutte и Medeamaterial — это отметили и публика, и эксперты, и пресса.
«На фестивале «Золотая маска» Пермский театр оперы и балета показал две свои оперы: Cosi fan tutte Моцарта и Medeamaterial Паскаля Дюсапена. Реакцию публики можно обозначить, как «массовая истерия» — такого мы, и правда, еще не слышали. <...> Общественность замерла в ожидании: в Москву привезли работы Теодора Курентзиса — те, о которых рассказывали в самых превосходных степенях. Как оказалось, не преувеличивали. Вклад Пермского края в нового худрука театра обернулся абсолютным признанием профессионалов, выраженным хотя бы двумя десятками номинаций на «Золотую Маску».
«Все в этой музыке», Марина Гайкович, «Независимая газета»
«Громче всех аплодировать приходится именно пермякам во главе с Теодором Курентзисом. <...> За классику отвечала Cosi fan tutte Моцарта. У кого мы только не слышали этой оперы, но стиль пермского оркестра MusicAeterna отличается от всех разительно. Полностью аутентичный состав с историческими духовыми (на них играют приглашенные из Европы музыканты) и даже с архаичной лютней подвергает Моцарта расчистке от поздних наслоений. Краски светятся как живопись, с которой сняли лак, увертюра и финалы несутся в невероятных темпах, не теряя ясности, пиано завораживает, детали смешат. Курентзис любуется каждой страницей — это из оперы буффа, это из оперы сериа, а аккомпанированный речитатив вообще не отличишь от Монтеверди».
«Настройка на будущее», Петр Поспелов, «Ведомости»
«Композиторский стиль Дюсапена представляет собой достаточно сложный микс из минималистских традиций, барочных реминисценций (к барокко отсылают клавесин и камерный состав оркестра) и сложных композиторских приемов авангардной музыки. Со всем этим Курентзис и его оркестр (а также и хор, помещенный в оркестровую яму) справляются умело, явно не думая о технических сложностях — а лишь о художественной задаче.
Не обманывает ожиданий и Медея. По сути, огромный монолог, длящийся почти час, певица выстраивает драматургически настолько верно, что можно было бы обойтись и вовсе без детей, Язона и других персонажей. Обе частные номинации на «Золотую Маску» в данном случае не вызывают сомнений — они стопроцентно заслужены».
«Пермский театр показал оперу Medeamaterial на «Золотой Маске», Елена Чишковская, РИА-Новости
Через несколько дней московской публике и жюри «Золотой Маски» будут представлены балеты Пермского театра: «Свадебка» (3 номинации: Лучший балетный спектакль, Лучшая работа дирижера (Теодор Курентзис), Лучшая мужская роль (Иван Порошин) и хореографический проект «В сторону Дягилева» (5 номинаций: Лучший балетный спектакль («В сторону Дягилева»), Лучшая работа дирижера («Шут», Теодор Курентзис), Лучшая работа хореографа («Шут», Алексей Мирошниченко), Лучшая женская роль («Шут», Ляйсан Гизатуллина), Лучшая мужская роль («Шут», Александр Таранов).
Лариса Барыкина, музыкальный и театральный критик, председатель Экспертного совета Национальной театральной премии «Золотая Маска».
— Пермский театр оперы и балета в этом году представлен в программе фестиваля «Золотая Маска» так солидно, как никакой другой: два оперных и два балетных спектакля, 17 номинаций. Столько шансов на удачу не имеют ни Большой, ни Мариинка, только у Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко то же количество номинаций, но при этом самих спектаклей только три. Особенность выступлений пермяков в том, что показы происходят во-первых, сериями: сначала в феврале — опера, затем, в марте — балет. А во-вторых, в тот период, когда основная программа еще впереди, она обычно стартует в конце марта. Должна сказать, что "первая порция" — оперы Cosi и Medeamaterial — выстрелила просто убойным залпом, и тот и другой спектакли прошли на «Маске» блестяще. Реакция публики и прессы была не просто благожелательной, она была восторженной. Огромная серьезная работа, как и следовало, дала отличный результат. И даже нервозность гастрольного ритма не смогла ничему помешать. Теперь, безусловно, все очень ждут пермских балетов.
Текст — Лариса Барыкина
Этот балет длительное время пребывал в статусе шедевра, недоступного никому кроме NDT (Нидерландский театр танца) — труппы, воспитанной Иржи Килианом. Известно, сколь долго хореограф сопротивлялся переносу своих балетов в Россию. Лишь совсем недавно лед был сломан, и хореографию Килиана станцевали сначала в Московском музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко, затем в Большом. Но и в этой цепочке событий появление «маленькой сумасшедшей свадьбы» на пермской сцене — бесспорная сенсация. Она в том, что нестоличной труппе удалось уговорить несговорчивого чеха. И в том, что гениальная партитура Стравинского (вариант для 4-х роялей и перкуссии) звучит вживую, и в том, как она звучит в интерпретации Курентзиса, оркестра и хора MusicAeterna. А еще в пермском театре нашлось не просто 20 танцовщиков, пригодных для воссоздания стремительно-текучего килиановского стиля, а в два раза больше: на два состава. И самое главное — с какой славянской истовостью уральцы танцуют балет, который нигде больше увидеть невозможно. Только в Перми и на «Золотой Маске».
Текст — Лариса Барыкина
Вечер одноактных балетов называется так неспроста. В сторону великого импресарио и знаменитого земляка развернута, в сущности, вся деятельность Пермского оперного театра, большинство премьер, акций, масштабный фестиваль. В новый комплект вошли настоящие репертуарные редкости, два миниатюрных балета Джорджа Баланчина: Kammermusik №2 на музыку Хиндемита и Monumentum pro Gesualdo на музыку Стравинского. Абсолютные новинки для российской сцены получены как всегда из первых рук: строгий Фонд Баланчина прислал Пола Боулза и Сандру Дженнингс, нашедших в пермской труппе все необходимые качества. Прокофьевская «Сказка про шута, семерых шутов перешутившего» – еще один эксклюзив. После премьеры в дягилевской антрепризе «Шут» счастливой сценической судьбы не имел. Лидер пермской труппы Алексей Мирошниченко рискнул поспорить с историей и, похоже, выиграл. Абсурдистский сюжет русской народной сказки, великолепно озвученная Курентзисом партитура Прокофьева, яркие краски тщательно возобновленной сценографии Михаила Ларионова, плюс новая хореография, которую азартно танцует молодежь театра во главе с Александром Тарановым (еще один участник Большого Балета) – главные слагаемые успеха.