19 апреля 2024
Сегодня
20 апреля 2024
21 апреля 2024
22 апреля 2024
23 апреля 2024
24 апреля 2024
25 апреля 2024
26 апреля 2024
27 апреля 2024
28 апреля 2024
30 апреля 2024
02 мая 2024
03 мая 2024
04 мая 2024
05 мая 2024
07 мая 2024
08 мая 2024
10 мая 2024
14 мая 2024
16 мая 2024
18 мая 2024
19 мая 2024
21 мая 2024
22 мая 2024
23 мая 2024
24 мая 2024
25 мая 2024
26 мая 2024
28 мая 2024
29 мая 2024
30 мая 2024
31 мая 2024
01 июня 2024
02 июня 2024
04 июня 2024
05 июня 2024
06 июня 2024
07 июня 2024
13 июня 2024
14 июня 2024
15 июня 2024
16 июня 2024
19 июня 2024
20 июня 2024
21 июня 2024
22 июня 2024
23 июня 2024
25 июня 2024
26 июня 2024
28 июня 2024
30 июня 2024
18 августа 2024
20 августа 2024
25 августа 2024
28 августа 2024
29 августа 2024
01 сентября 2024
04 сентября 2024
08 сентября 2024
10 сентября 2024
12 сентября 2024
14 сентября 2024
15 сентября 2024
18 сентября 2024
20 сентября 2024
22 сентября 2024
25 сентября 2024
27 сентября 2024
28 сентября 2024
29 сентября 2024
Журнал
  • Апрель
    19
  • Май
  • Июнь
  • Июль
  • Август
  • Сентябрь
26.10.2020
Онлайн-выставка: «1941—1945. Театр в годы войны»

«В начале Отечественной войны, когда… Молотовский оперный театр был временно расформирован,... организовали небольшой оперный коллектив. Этот коллектив, постепенно пополнявшийся работниками расформированной оперы, проработав в промышленных центрах области с ноября 1941 года по июнь 1944 года, поставил… около 700 оперных спектаклей, провел большую общественную работу… и в составе около 175 человек в июне 1944 года возвратился в Молотов, послужив основой для существующей в настоящее время оперы».

Из письма заместителя директора театра Анатолия Шардина 
в Молотовский горсовет депутатов трудящихся, 1956 год


Предлагаем вашему вниманию онлайн-выставку, посвященную истории коллектива Пермского театра оперы и балета в период Великой Отечественной войны. 

Фотографии, воспоминания артистов, документы, хранящиеся в фондах театрального музея, — как отражение этого трагического и героического периода в истории страны.


Из доклада директора театра Варушкина Н. С. на Закрытом партийном собрании Молотовского театра оперы и балета от 5 .09.1941:
«…Решение Комитета искусств о переводе нашего театра в Красноярск не имело достаточного основания, так как Красноярские организации, в частности, Крайком партии, отказали в приеме нашего театра ввиду невозможности его финансирования и предоставления жилых помещений. Представитель ВКИ, как видно, не зная мнение Красноярска, в течение трех дней требовал различных вариантов смет для перевода нашего театра в Красноярск на бездатационную основу. На это я как директор театра согласиться не могу. Вывести театр за пределы области, не имея в дальнейшем финансовой базы, равносильно обречению коллектива театра на расформирование. Мной было представлено два варианта сметы с полным составом и сокращенным составом театра, уменьшающим размеры сметы, но, одновременно, влекущим понижение художественного уровня театра. Но из зарекомендовавшего себя театра делать коллектив, художественно себя не оправдывающий, я согласиться не мог. Все это привело Обком и Облисполком к принятию решения о расформировании театра».


  • 5 Шуйский.jpg
    М. Г. Шуйский, солист оперы Пермского театра оперы и балета
  • 4 Шидловский.jpg
    А. А. Шидловский, солист оперы Пермского театра оперы и балета
  • 1 Измайлова.jpg
    Н. Т. Измайлова, солистка оперы Пермского театра оперы и балета
  • 2 Монковский.jpg

    Ю. А. Монковский, солист балета Пермского театра оперы и балета.
    Нурали. «Бахчисарайский фонтан»

  • 3 Прокофьева.jpg
    Г. Д. Прокофьева, солистка оперы Пермского театра оперы и балета.
    Флора. «Травиата»

Из воспоминаний М. Г. Шуйского, солиста оперы:

«…Отечественная война застала нашу оперу в г. Чкалове (Оренбург). У нас было одно желание: поскорей вернуться в Молотов, чтобы хорошо подготовиться к зимнему сезону. С трудом добрались мы до Молотова. И вот поползли слухи: «Едет сюда Кировский театр из Ленинграда, а мы перекочевываем в какой-то другой город». Слухов много, начальство уверяет, что этого не может быть! Дело, мол, наше на ходу, «кировцы» уедут в тот город, где оперы нет, где помещение театра больше, говорят о Новосибирске. Не пошлют оперу в тот город, где своя опера существует много лет – фактически выгонять оперу куда-то и садиться на ее место, когда есть свободные города. Но слухи все больше и больше муссируются. Говорят, Пазовский настаивает на Перми, это его родной город. Решено, нас направляют в Красноярск. Обмениваются телеграммами – Красноярск отказывается нас принять, некуда драму свою деть. Мы повисаем в воздухе. И вот появляется приказ отдела искусств о расформировании оперы на основании распоряжения из Москвы. Это был удар грома при ясном небе. Такого сурового решения коллектив не заслужил».


После расформирования Пермского театра часть артистов была принята в труппу Ленинградского театра им. С. М. Кирова: М. Шуйский (солист оперы), А. Шидловский (солист оперы), Ю. Монковский (солист балета), Н. Измайлова (солистка оперы), Г.  Прокофьева (солистка оперы).

Небольшая группа сотрудников расформированного театра организовала концертный коллектив на базе филармонии, выезжавший в города области, выступавший в клубах, госпиталях, шахтах. Коллектив, ставший основой «передвижного» Пермского театра оперы и балета, работавшего в городах Пермской области в течение трех лет, с 1941 по 1944 годы.

Несмотря на очень сложные условия (частые переезды из города в город, импровизированные площадки, не предназначенные для театральных постановок, нехватка продуктов), старались работать в соответствии с принципами репертуарного театра, не ограничиваясь формой оперно-балетных концертов. В репертуар театра военных лет входили оперы «Евгений Онегин», «Русалка», «Травиата», Запорожец за Дунаем», «Риголетто», «Царская невеста», «Демон» и др.

В ноябре 1942 года в Кизеле состоялась премьера новой оперы композитора Л. А. Ходжа-Эйнатова «Три встречи» (режиссер Ю. Туголесов, художник Н. Альтман).

Коллектив театра работал в клубах, домах культуры Кунгура, Березников, Лысьвы, Кизела, Соликамска, Краснокамска, выезжал с концертами в шахты Кизеловского угольного бассейна, в деревни в период посевных и уборочных кампаний, принимал участие во фронтовых бригадах.

В июне 1944 года после реэвакуации Ленинградского театра им. Кирова труппа Пермской оперы вернулась на родную сцену.
  • 6 Мамычев.jpg
    В. П. Мамычев, солист оперы Пермского театра оперы и балета, организатор «передвижного» театра
  • текст-2-к-фото-6.jpg
    Из воспоминаний В. П. Мамычева

 Из воспоминаний Мамычева В. П., организатора  пермского «передвижного» театра: 

«…Ленинградский оперный театр им. С. М. Кирова  в силу сложившихся обстоятельств эвакуировался в г. Пермь. Общественность Перми понимала, что нужно хорошо принять гостей и уступить им помещение Пермского оперного театра, а Пермский театр, до лучших времен, расформировать. Хорошо, расформировать. Но куда же деть людей, что им делать?  Сотрудники театра требовали работы, а жители города, любя свой театра, требовали сохранения коллектива, театрального имущества... » (читайте полностью — в галерее) →


7 Дягилева.jpg

Из воспоминаний Дягилевой В. А., солистки балета, о работе в концертном коллективе,
организованном на базе филармонии еще до формирования «передвижного» театра:

«…Мы ставили номера и выезжали во все близлежащие районы. Днем мы репетировали, а вечером ездили в Кизел, Чусовую, Лысьву и другие города. Ночью мы возвращались обратно. Спать было некогда, 1-2 часа в сутки. Каждый себе бронировал кто стул, кто стол, брали с собой маленькую подушечку и после концерта до отхода поезда спали. Вот так мы работали… На эти концерты билеты из рук вырывали, ломились в двери. Мы вынуждены были давать дополнительные концерты, и мы понимали, что нужны людям.

А морозы тогда стояли страшные. У нас очень многие руки-ноги отморозили, потому что легко были одеты. Помещения были почти всегда нетопленные. Зрители все сидели в пальто. Но мы танцевали в пуантах, на пальцах, как на довоенных концертах. Ноги растирали, потому что переставали их чувствовать. Грим замерзал, на него приходилось дышать, но, тем не менее, всегда делали полный грим. И костюмы гладили, и парики надевали…»


  • 8 Селиванов.jpg
    И. А. Селиванов, солист оперы Пермского театра оперы и балета
  • 9 Селиванова.jpg
    Е. М. Селиванова, солистка оперы Пермского театра оперы и балета
  • 38cdacfc27531fbf970f6f292807d4c6-0.jpg Из воспоминаний Селивановых Е. М. и И. А., солистов оперы, о работе в «передвижном» театре
  • 38cdacfc27531fbf970f6f292807d4c6-1.jpg
    Из воспоминаний Селивановых Е. М. и И. А., солистов оперы, о работе в «передвижном» театре
                                                               

Из воспоминаний Селивановых Е. М. и И. А., солистов оперы, 
о работе в «передвижном» театре:

«...Все постановки ансамбля Мамычева при филармонии ставились М. Г. Шуйским. У нас шли: «Чио-чио-сан», «Фауст», «Риголетто», «Русалка».
Мамычев был вообще очень интересный человек. Пермский оперный театр он в первые месяцы «передвижного» существования содержал на свои сбережения. Перевозил на свои деньги всю труппу, нанимал квартиры. Десять тысяч рублей он послал в пользу красного креста на медикаменты из своих личных сбережений… Мамычев был прекрасным администратором того времени. В тяжелое время он мог поддержать нужных труппе солистов. Подходил и говорил: «Вы будете обедать в трех столовых, не возражайте, вот талоны – вам надо поправляться, а то вся труппа пострадает, если вы заболеете». Ну, куда там, идти-ходить по столовым, стыдно было; но важно, что он проявлял чуткость и внимание к людям...»  (читайте полностью — в галерее) →



Директором Пермского театра оперы и балета в июне 1944 года был назначен Савелий Григорьевич Ходес, к тому времени имевший весьма обширный опыт руководства творческими коллективами в разных городах страны. Как бы то ни было, но Ходес справился с задачей организации вновь формируемого коллектива.

  • 10 Ходес.jpg
    С. Г. Ходес, директор Пермского театра оперы и балета (1944—1968)
  • 11 Виссонов.jpg
    Л. Н. Виссонов, главный хормейстер Пермского театра оперы и балета
  • 12 Людмилин.jpg
    А. А. Людмилин, главный дирижер Пермского театра оперы и балета
  • 13 Матрунин.jpg
    Б. А. Матрунин, художник Пермского театра оперы и балета
  • 14 Язвинский.jpg
    Г. И. Язвинский, балетмейстер Пермского театра оперы и балета

Нужно было восстанавливать театр, вернее — создавать — не оглядываясь на прошлые опыты, успехи и неудачи, не вспоминая о том, какой была пермская сцена в первые десятилетия XX века. Нужно было просто работать для того, чтобы в назначенный день зритель открыл театральную дверь, сдал пальто в гардероб и занял свое место в зрительном зале.

Вернувшаяся в театр труппа не имела ни репертуара, ни реквизита, ни костюмов, ни времени для того, чтобы вовремя открыть театральный сезон. Тем не менее, открытие состоялось: 4 ноября 1944 года вниманию зрителя была представлена премьера оперы «Князь Игорь». И в этот первый после трехлетнего отсутствия труппы сезон на сцене Пермского театра было осуществлено десять постановок, премьера — почти каждый месяц.

ПРЕМЬЕРЫ СЕЗОНА 1944/1945 С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА СПЕКТАКЛЕЙ:

«Князь Игорь» — 04.11.1944 (прошел 35 раз)
«Риголетто» — 10.11.1944 (прошел 34 раза)
«Паяцы» — 25.11.1944 (прошел 25 раз)
«Севильский цирюльник» — 23.12.1944 (прошел 48 раз)
«Тоска» — 30.01.1945 (прошел 24 раза)
«Аида» — 04.03.1945 (прошел 21 раз)
«Травиата» — 12.04.1945 (прошел 30 раз)
«Конек-Горбунок» — 26.05.1945 (прошел 16 раз)
«Пиковая дама» — 20.06.1945 (прошел 12 раз)
«Иван Сусанин» — 11.08.1945 (прошел 4 раза)


  • 15 Князь Игорь.jpg
    «Князь Игорь». Постановка П. Златогорова (режиссер Московского музыкального театра им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко). Художник Б. А. Матрунин, музыкальный руководитель А. А. Людмилин. «Князь Игорь». Сцена из спектакля.
  • 16 Шуйский, Шидловский, Князь Игорь.jpg
    Князь Игорь — М. Г. Шуйский, Кончак — А. А. Шидловский 
  • 17 Сильвестрова Ярославна.jpg
    Ярославна — Н. Н. Сильвестрова
  • 18 Кокурина Князь Игорь.jpg
    «Князь Игорь». Половецкие пляски. А. Н. Кокурина 
  • 19 Эскиз Князь Игорь.jpg
    Эскиз к спектаклю «Князь Игорь». Половецкие пляски. Художник Б. А. Матрунин
  • 20 Князь Игорь пр разворот.jpg
    «Князь Игорь». Программка премьерного спектакля
  • 21 Князь Игорь пр.jpg
    «Князь Игорь». Программка премьерного спектакля
  • 22 Альмавива Балашов.jpg
    «Севильский цирюльник». Постановка Л. Брагинского (главный режиссер Пермского театра оперы и балета). Художник Б. А. Матрунин, музыкальный руководитель А. А. Людмилин.
    Граф Альмавива — Б. И. Балашов
  • 23 Базилио Кулысев.jpg
    Базилио — А. А. Кулысев
  • 24 Бартоло Маевский.jpg
    Бартоло —  Е. В. Маевский
  • 25 Севильский цирюльник.jpg
    «Севильский цирюльник». Сцена из спектакля
  • 26 Эскиз СЦ Альмавива.jpg
    Эскиз  к спектаклю «Севильский цирюльник». Граф Альмавива. Художник Б. А. Матрунин
  • 27 Эскиз СЦ Розина.jpg
    Эскиз  к спектаклю «Севильский цирюльник». Розина, возлюбленная графа Альмавивы. Художник Б. А. Матрунин
  • 28 Эскиз СЦ Фигаро.jpg
    Эскиз  к спектаклю «Севильский цирюльник». Фигаро, слуга графа Альмавивы. Художник Б. А. Матрунин
  • 29 Эскиз СЦ.jpg
    Эскиз  к спектаклю «Севильский цирюльник». Базилио, учитель музыки. Художник Б. А. Матрунин
  • 30 СЦ разворот.jpg
    «Севильский цирюльник». Программка премьерного спектакля
  • 31 СЦ.jpg
    «Севильский цирюльник». Программка премьерного спектакля
  • 32 травиата.jpg
    «Травиата». Постановка А. Шубина (художественный руководитель Пермского театра драмы). Художник В. Н. Хондажевский, музыкальный руководитель А. А. Людмилин.
    Виолетта — А. А. Лазовская, Альфред — Б. И. Балашов
  • 33 Альфред Балашов.jpg
    Альфред — Б. И. Балашов
  • 34 Травиата Кузнецова1.jpg
    Флора — М. А. Кузнецова
  • 35 Травиата разворот.jpg
    «Травиата». Программка премьерного спектакля
  • 36 Травиата.jpg
    «Травиата». Программка премьерного спектакля
  • 37 Конек-горбунок Захаров, Тулубьева.jpg

    «Конек-Горбунок». Хореография Г. И. Язвинского.
    Художник Б. А. Матрунин, музыкальный руководитель А. А. Людмилин.
    Иванушка — Н. П. Захаров, Царь-девица — С. М. Тулубьева

  • 38 Конек-Горбунок Дети.jpg
    Первые учащиеся Хореографического училища в балете «Конек-Горбунок»
  • 39 Конек-Горбунок пр разворот.jpg
    «Конек-Горбунок». Программка премьерного спектакля
  • 40 Конек-Горбунок пр.jpg
    «Конек-Горбунок». Программка премьерного спектакля
  • 41 Антонида Базарова.jpg

    «Иван Сусанин». Постановка В. Лосского (режиссер Большого театра).
    Художник Б. А. Матрунин, музыкальный руководитель А. А. Людмилин.
    Антонида — А. С. Базарова

  • 42 Собинин Альбирт.jpg
    Собинин — С. М. Альбирт
  • 43 Сусанин Кулысев.jpg
    Иван Сусанин — А. А. Кулысев
  • 44 Иван С разворот.jpg
    «Иван Сусанин». Программка премьерного спектакля
  • 45 Иван С.jpg
    «Иван Сусанин». Программка премьерного спектакля
 

ИТОГИ СЕЗОНА 1944/1945. Из доклада директора театра Ходеса С. Г, 14 августа 1945:

  • «В первый год войны партия и правительство проявили величайшую заботу о культурных учреждениях страны. Все лучшее, чем располагал народ в области культуры, было эвакуировано в глубокий тыл. В числе эвакуированных учреждений искусства был и старейший русский театр оперы и балета им. С. М. Кирова. Организации нашей области и города с большой чуткостью отнеслись к крупнейшему театральному организму нашей страны. Наш театр уступил ему свое здание. Молотовский театр пережил период расформирования, затем начался восстановительный этап. В период работы в Кизеле (1941) труппа насчитывала 35—40 человек, в Краснокамске (1943) коллектив уже представлял собой единицу порядка 160—165 человек и был способен решать довольно сложные задачи в сфере художественного обслуживания районов нашей области.

    Перед новым руководством в июле 1944 года была поставлена задача с помощью партийных и советских организаций области и города в наикратчайший срок восстановить деятельность театра в Молотове в связи с реэвакуацией театра им. С. М. Кирова в Ленинград.

    Учитывая все условия, создавшиеся к началу организационной работы, мы наметили к осуществлению следующее:

—    ремонт здания театра;
—    перебазирование коллектива театра из Краснокамска в г. Молотов;
—    формирование кадров творческих и технических;
—    организация бытовых условий для работников театра;
—    привлечение материалов для осуществления постановок;
—    организация Хореографической студии;
—    практическая работа над первыми спектаклями;
—    разработка репертуарного плана на 1944/1945;
—    разработка комплекса вопросов в общем подъеме общественно-политической работы театра и, в первую очередь, работы по шефскому обслуживанию частей гарнизона и госпиталей».

  • «Формирование театра потребовало от нас проявления большой энергии. Из Краснокамска мы приняли 123 человека, из которых творческих работников — 94 человека. Всего на 1 августа 1945 года в театре работает 414 человек (с Хореографическим Училищем — 438 человек), из них творческих работников — 244 человека.

    Начав фактически подготовительный период к открытию театра с августа, мы смогли за один год работы сдать десять постановок, каждая из которых может считаться сделанной заново. Всего в течение сезона мы дали 262 спектакля.

    Исполнительский уровень спектаклей в целом высок, хотя иногда неполнота состава труппы оказывалась причиной творческих неудач. Напряженным осталось положение в группе баритонов, ответственных меццо-сопрано, драматических голосов (практически отсутствующих). Требует значительного пополнения оркестровый коллектив, мужская часть хора, мимический ансамбль».

  • «Основные достижения в решении бытовых вопросов, остро вставших перед руководством театра:

— организация собственного магазина;
— увеличение количества литерных карточек, что позволило выдавать литерное питание помимо артистов высшей категории, руководящих работников и начальников цехов значительному количеству артистов оркестра, балета, хора и ряду работников постановочных цехов;
— снабжение коллектива ордерами (свыше 2000 штук) на промтовары, также ордерами на костюмы, платье, отрезы, пальто, обувь, галоши, валеную обувь, теплую верхнюю одежду);
— увеличение количества дров для отапливания жилых помещений;
— обеспечение работников театра овощами в количестве 100 тонн».

  • «Крупным вкладом в будущее театра является организованная нами Хореографическая студия, к настоящему времени реорганизованная Совнаркомом РСФСР в Хореографическое училище. В училище обучается, после всех жестких отсевов, 94 человека в 6 специальных классах. При училище имеется интернат, своя кухня и столовая. Кроме специального образования учащиеся получают общеобразовательный цикл в объеме десятилетки. В прошлом году в училище были введены только 2 и 3 классы общего образования. В этом году должен быть введен весь цикл предметов в соответствии с возрастным составом обучающихся». 

  • «Было бы неправильным, подытоживая очень активный для театра год, не остановиться на вопросах, тормозящих нормальную работу и требующих нашего пристального внимания. К числу наиболее насущных проблем относятся:
— нечеткое выполнение постановочного плана;
— частые замены спектаклей (в истекший сезон произошло семнадцать замен);
— сохранение спектаклей, поставленных режиссерами академических театров. В этом отношении была сделана попытка организации института режиссеров-ассистентов из числа наиболее способных артистов нашего театра, но пока что вряд ли можно сказать, что этим мероприятием мы изжили беспризорность лучших спектаклей театра.
— высокий уровень заболеваемости артистов. Надо прямо сказать, что часто болеющие товарищи должны проявить больше инициативы к сохранению себя для производства. Ссылаясь на болезнь, артисты почему-то всегда находят причину в каких-то недостатках своего театра: сквозняки, топка и пр. Правда, все это имеет место, но вы никогда не услышите жалоб на плохие условия работы на стороне. Я, конечно, не хочу сказать, что всякая болезнь есть элемент известной небрежности, но все же от простуды и горловых заболеваний — основные пункты наших бюллетеней — защитить себя можно.
— творческая и трудовая дисциплина. Недостатки в творческой работе характеризуются внесением в спектакли ничем не оправданных, неустановленных режиссером мизансцен, недостаточно твердым знанием партии, посторонними шумами на сцене и т. д. В трудовой дисциплине наблюдался целый ряд грубых нарушений: опоздание, прогулы, появление на производстве в нетрезвом виде».

  • «Итоги работы постановочных цехов в сезоне 1944/45:
— в костюмерном и обувном цехах сшито 1799 костюмов и 1000 пар обуви;
— в парико-гримерном цехе изготовлено 214 париков;
— в художественных мастерских для росписи декораций использовано  
10 000 квадратных метров холста;
— в бутафорском цехе произведено почти 1500 различных предметов».

  •  «Товарищи, нам многое дано, с нас многое и спрашивается. Поэтому те некоторые успехи, которые мы имеем, не должны вскружить нам голову. Впереди предстоит сделать еще много больше. Наш театр восстановлен в период жесточайших сражений с врагом. Оправдать доверие нашей партии, решить все, поставленные перед нами задачи, что может быть благородней и возвышенней этих целей».

поиск