В Пермском театре оперы и балета идут репетиции первой премьеры сезона 2025/26 — оперы Карла Марии фон Вебера «Вольный стрелок». Над новой постановкой шедевра музыкального театра XIX века работают дирижер Петр Белякин и режиссер Антон Фёдоров. Премьерные показы спектакля пройдут 16, 17, 18 и 19 октября.
Пермская опера продолжает курс на сотрудничество с ведущими отечественными режиссерами новой волны: постановкой «Вольного стрелка» Карла Марии фон Вебера на оперной сцене дебютирует Антон Фёдоров, заслуживший репутацию одного из главных героев современного российского театра. Вместе с дирижером Петром Белякиным он работает над новой сценической версией одного из ключевых названий музыкального театра XIX века. Манифест немецкого романтизма, в 1821 году «Вольный стрелок» открыл новую эпоху в истории европейской оперы: эта партитура оставалась источником вдохновения для нескольких поколений композиторов, предвосхищая находки Вагнера и Чайковского — неслучайно автор «Лебединого озера» и «Пиковой дамы» называл Вебера «мастером, вровень с которым идет разве что Моцарт». Переплетаясь и дополняя друг друга, мотивы народных сказаний и готические фантазмы литературы начала XIX века образуют энциклопедию основных тем и сюжетов романтизма: двоемирие, волшебные метаморфозы, происходящие с персонажами оперы и с окружающим их пространством, борьба света и мрака, разворачивающаяся в расколотой душе главного героя, решившегося на сделку с дьяволом. Бытовое оборачивается сверхъестественным: этот важнейший для драматургии «Вольного стрелка» принцип становится ключевым и в спектакле Пермской оперы.
Антон Фёдоров, режиссер-постановщик:
— В последнее время я много размышлял о том, что Набоков применительно к «Дон Кихоту» Сервантеса называл «романтическим умопомешательством». Романтизм стал последней рабочей мировоззренческой концепцией человека — в дальнейшем столь сильных идей в истории больше не возникало, всё как‑то разрушилось, сломалось. Романтизм — это финальная точка, финальный вскрик, финальное сумасшествие, надломленность, хрупкость, и работать с этим материалом невероятно интересно. После премьеры «Дон Кихота» в Театре Наций мне хотелось продолжить работать с этим кругом тем, и, когда мы с Пермской оперой начали обсуждать возможное название для постановки, я понял, что нужно искать какой‑то священный камень романтизма, партитуру, в которой романтическая эстетика выплескивалась бы через край — так я вспомнил о «Вольном стрелке».
Мне показалось особенно важным, что драматургия оперы Вебера вращается вокруг тем, очень близких людям театра: бесконечное «попал/ не попал», «смог/ не смог», «получилось/ не получилось», постоянные попытки достичь некоего иллюзорного результата, который должен сделать нас счастливыми, — всё это напрямую связано с тем, что мы делаем, с искусством. Поэтому в глубине души мы все романтики, мы все преследуем романтические цели и одержимы таинственной задачей создать что‑то мифическое, неосязаемое, способное проникать в сердца людей.
К премьере оперы «Вольный стрелок» приурочен очередной цикл событий публичной программы Пермской оперы «Лаборатория современного зрителя». 6 октября его откроет лекция дирижера-постановщика спектакля Петра Белякина, посвященная музыке Карла Марии фон Вебера и драматургии его ключевой оперной партитуры. 11 октября марафон продолжит лекция выдающегося российского искусствоведа Сергея Фофанова (Москва) — куратора легендарной выставки «Мечты о свободе. Романтизм в России и Германии», прошедшей в 2021 году в Третьяковской галерее. О том, как по‑разному прочитывали «Вольного стрелка» постановщики за два века сценической истории оперы, 13 октября в Центре городской культуры расскажет Дмитрий Ренанский. 19 октября программу завершит театровед Оксана Ефременко — заместитель художественного руководителя столичного Театра Наций посвятит свою лекцию поэтике режиссуры Антона Фёдорова. «Лаборатория современного зрителя» проходит при поддержке компании СИБУР в рамках программы «Формула хороших дел».
Антон Фёдоров (р. 1981, Москва) — режиссер. Окончил актерский факультет Театрального института им. Б. Щукина (курс Владимира Поглазова) и режиссерский факультет института (курс Юрия Погребничко). Среди ключевых театральных работ — «Утиная охота» в БДТ имени Товстоногова, «Дон Кихот» в Театре Наций, «Шинель» и «Где ты был так долго, чувак?» в театре «Пространство „Внутри“», «Собачье сердце» в Московском ТЮЗе, «Мадам Бовари» в театральном агентстве «Арт-партнер XXI», «Вишневый сад» и «Ребенок» в Воронежском Камерном театре, «Морфий» в Псковском академическом театре драмы им. А. С. Пушкина, «Ревизор» в театре «Около дома Станиславского». Лауреат Российской Национальной театральной премии «Золотая Маска». С 2023 года — главный режиссер театра «Старый дом» (Новосибирск).
Над премьерой работают:
Музыкальный руководитель постановки и дирижер: Петр Белякин
Режиссер-постановщик, художник-постановщик: Антон Фёдоров
Художник по костюмам: Мария Доронина
Художник по свету: Игорь Фомин
Художник по видео: Алан Мандельштам
При поддержке Благотворительного фонда «Достоинство».
При содействии Фонда поддержки Пермского театра оперы и балета.
Возрастная категория 16+