Тексты Время чтения: 6 мин

Пианист Андрей Коробейников. Интервью

Пианист Андрей Коробейников. Интервью

19 февраля (начало в 15:00) в Пермском оперном прозвучат романсы и фортепианные пьесы Рахманинова. За роялем — талантливый и очень самобытный артист — Андрей Коробейников, который точно не оставит вас равнодушными. Уникальный и всемирно известный музыкант, который любит нарушать правила. Андрей — специалист по русской музыке XX века, в том числе по Скрябину и, конечно, Рахманинову. 


photo_2023-02-16_14-04-25.jpg


Мы поговорили с Андреем про музыку Сергея Васильевича, о романсах и о том, как лучше подготовиться к посещению концерта в рамках проекта «Приношение Рахманинову».

Почему вам интересна музыка именно этого периода, почему именно Рахманинов?

Рахманинов — один из самых любимых композиторов у многих профессионалов и любителей музыки. Я бы назвал три черты, которые лично для меня очень важны в этом невероятном человеке и художнике. 

Первое — это абсолютная искренность, причем он нашел для этой искренности удивительно органичную форму. В отличие от композиторов-романтиков, где в музыке присутствует некий романтический герой, который может быть alter ego самого композитора, Рахманинов говорит сам, его душа говорит напрямую, и это совершенно удивительно. В этом он — своеобразный родственник Шуберту.

Вторая черта — это потрясающее ощущение русскости и России. Если про Пушкина в какой-то мере можно сказать, что он — создатель русского языка, какого-то нашего ощущения русского языка, то Рахманинов, наряду с еще несколькими композиторами, уловил то невидимое и волшебное, что-то настолько родное и поэтическое в том, что нас окружает в России. Даже находясь в Америке и в Европе, он все равно писал русскую музыку и, в отличие от, например, Скрябина, которого с Россией роднит только сам космизм русский, Рахманинов удивительно «почвенный» композитор в самом одухотворенном смысле этого слова.

Как пианист я, конечно, назову третьей чертой то, что Рахманинов раскрыл фортепиано и органичность игры на нем, как никто другой. Современное исполнительство невозможно представить без его произведений, в том числе без романсов, которые на самом деле являются фортепианными прелюдиями с голосом и текстом.

Как часто вы исполняете произведения, которые прозвучат в Перми 19 февраля? 

Романсы Рахманинова — это такие жемчужины, которые мы иногда исполняем с заслуженной артисткой России Яной Иваниловой. Несколько лет назад в Москве у нас был проект, где мы в три вечера исполнили все 90 романсов Рахманинова. Был большой успех у публики. Недавно в Испании вышел диск, для которого мы записали 24 романса вместе с абхазским баритоном Саидом Гобечия. Я всегда радуюсь, когда случается возможность исполнить романсы с замечательным певцом, потому что в них Рахманинов как будто показывает свою самую теплую и душевную сторону.

Как подготовиться зрителю к концерту, чтобы получить от него максимальное удовольствие?

Я бы не стал слушать конкретно какие-то романсы. Может быть, стоит послушать прелюдии, этюды-картины, Вторую симфонию. Или «Колокола», где есть и солисты, и хор, и потрясающая партия оркестра, и стихи Эдгара По в переводе Константина Бальмонта. А потом просто приходите на концерт и познакомьтесь с разносторонним Рахманиновым во всех его проявлениях.

Про вас говорят, что вы всегда играете в своей особой манере, вопреки традициям. Будет ли это и в исполнении романсов?

На самом деле так говорят, пытаясь создать какой-то штамп, потому что, как и любой другой художник, старающийся быть настоящим, я иду от текста. Конечно, я в любом случае академичен просто в силу того, что окончил Московскую консерваторию и Королевский колледж музыки в Лондоне. 

У меня мощная академическая база, и даже если бы я хотел от нее отказаться, это было бы уже невозможно. Но я понимаю, что академическая традиция — наша или английская, или французская — может уйти настолько далеко от того, что было изначально дано композитору в его вдохновении, что нужно всегда применять, условно говоря, такую феноменологическую редукцию Гуссерля. Философы тут меня поймут. Условно говоря — отметать некие штампы, которые не относятся непосредственно к первоисточнику. Поэтому я всегда работаю с текстом и стараюсь воплотить прежде всего дух того вдохновения, который пришел к композитору, а не воспроизвести какой-то стандарт или клише. Мне кажется, нужно искать что-то суггестивное, тогда получается искусство и тогда ты видишь изменившиеся глаза у публики после концерта.

Рекомендуем не пропустить выступление музыканта такого масштаба в Перми, тем более что компанию ему составят наши не менее блистательные солисты — Надежда Павлова, Борис Рудак и Константин Сучков. Билеты еще есть.

Главная Журнал Пианист Андрей Коробейников. Интервью