26 апреля 2024
Сегодня
27 апреля 2024
28 апреля 2024
30 апреля 2024
02 мая 2024
03 мая 2024
04 мая 2024
05 мая 2024
07 мая 2024
08 мая 2024
10 мая 2024
14 мая 2024
16 мая 2024
18 мая 2024
19 мая 2024
21 мая 2024
22 мая 2024
23 мая 2024
24 мая 2024
25 мая 2024
26 мая 2024
28 мая 2024
29 мая 2024
30 мая 2024
31 мая 2024
01 июня 2024
02 июня 2024
04 июня 2024
05 июня 2024
06 июня 2024
07 июня 2024
13 июня 2024
14 июня 2024
15 июня 2024
16 июня 2024
19 июня 2024
20 июня 2024
21 июня 2024
22 июня 2024
23 июня 2024
25 июня 2024
26 июня 2024
28 июня 2024
30 июня 2024
18 августа 2024
20 августа 2024
25 августа 2024
28 августа 2024
29 августа 2024
01 сентября 2024
04 сентября 2024
08 сентября 2024
10 сентября 2024
12 сентября 2024
14 сентября 2024
15 сентября 2024
18 сентября 2024
20 сентября 2024
22 сентября 2024
25 сентября 2024
27 сентября 2024
28 сентября 2024
29 сентября 2024
Журнал
  • Апрель
    26
  • Май
  • Июнь
  • Июль
  • Август
  • Сентябрь
28.01.2019
Сбывшаяся фантасмагория: по следам проекта «Дау»

В минувшие выходные в Париже состоялись первые официальные показы «Дау» — масштабного кинопроекта, инициированного режиссером Ильей Хржановским и продлившегося 10 лет. Как ни странно, сегодня сам факт презентации уходит на второй план. Начинавшийся как биографический фильм о советском физике-ядерщике, лауреате Нобелевской премии Льве Ландау, роль которого исполнил Теодор Курентзис, теперь проект достиг беспрецедентных масштабов и перешел в другие категории.

«Дау» — это не столько 700 часов отснятого материала, уместившегося в 15 полнометражных фильмов, сколько социальный эксперимент, перешедший экономические, географические, исторические, эстетические и даже этические границы. В эти дни работу Хржановского активно обсуждают, пытаясь найти рациональное зерно в ее разросшейся иррациональности, разложить накопившуюся мифологию по полочкам, вписать в контекст «Шоу Трумана» и Стэнфордского тюремного эксперимента, разоблачить практику насилия на съемочной площадке. Оставляя осмысление «Дау» за авторами этих больших аналитических текстов (и попросту не имея возможности увидеть итоги съемки), мы попытались дать представление о детально воссозданном мире тоталитарной антиутопии с помощью опубликованных фото- и видеоматериалов.


  • Photo: Volker Glaeser / © Phenomen IP, 2019
  • Photo: © Phenomen IP, 2019
  • Photo: © Phenomen IP, 2019
  • Photo: Jörg Gruber / © Phenomen IP, 2019
  • Photo: © Phenomen IP, 2019
  • Photo: © Phenomen IP, 2019
  • Photo: © Phenomen IP, 2019
  • Photo: © Phenomen IP, 2019
  • Photo: © Phenomen IP, 2019
  • Photo: © Phenomen IP, 2019
  • Photo: © Phenomen IP, 2019
  • Photo: © Phenomen IP, 2019
  • Photo: © Phenomen IP, 2019
  • Photo: © Phenomen IP, 2019
  • Photo: Jörg Gruber / © Phenomen IP, 2019
Съемки развернулись на территории научно-исследовательского института, специально построенного в Харькове — городе, где действительно долгое время жил и работал Ландау. Все, от монументальных архитектурных форм до нижнего белья участников, соответствовало определенной эпохе; действие фильмов, в целом, охватывает 30-60-е годы. В этом предметном мире, обретающемся где-то между гипертрофированной Ленинской библиотекой и серией игр Wolfenstein, в прямом смысле, жили участники проекта.

  • Photo: © Phenomen IP, 2019
  • Photo: © Phenomen IP, 2019
  • Photo: © Phenomen IP, 2019
  • Photo: © Phenomen IP, 2019
  • Photo: © Phenomen IP, 2019
  • Photo: © Phenomen IP, 2019
  • Photo: © Phenomen IP, 2019
  • Photo: © Phenomen IP, 2019
  • Photo: © Phenomen IP, 2019
  • Photo: © Phenomen IP, 2019
  • Photo: © Phenomen IP, 2019
  • Photo: Olympia Orlova / © Phenomen IP, 2019
  • Photo: Olympia Orlova / © Phenomen IP, 2019
  • Photo: Olympia Orlova / © Phenomen IP, 2019
  • Photo: © Phenomen IP, 2019
  • Photo: © Phenomen IP, 2019
  • Photo: © Phenomen IP, 2019
  • Photo: © Phenomen IP, 2019
  • Photo: © Phenomen IP, 2019
  • Photo: © Phenomen IP, 2019
  • Photo: © Phenomen IP, 2019
  • Photo: © Phenomen IP, 2019
  • Photo: © Phenomen IP, 2019
  • Photo: © Phenomen IP, 2019
  • Photo: © Phenomen IP, 2019
  • Photo: © Phenomen IP, 2019
В разное время в мир «Дау» попадали музыкант Леонид Федоров, композитор Владимир Мартынов, художница Марина Абрамович, физик Алексей Блинов, неонацист Максим «Тесак» Марцинкевич, режиссеры Ромео КастеллуччиПитер Селларс и Анатолий Васильев, художники по костюмам сестры Ольга и Елена Бекрицкие, а также раввины, священники, шаманы, повара, уборщицы, проститутки, бывшие сотрудники госбезопасности… Одни жили в Институте постоянно, другие приезжали лишь на пару дней. Главное, между ними возникали реальные ситуации и отношения, т.е. есть семейная ссора или допрос, попавшие на экран, происходили в действительности, хоть и под контролем съемочной команды.


Насколько «Дау» приблизился к человеческому зоопарку, а его создатели — к черте дозволенного, еще предстоит понять. Но уже теперь, когда на премьере участники оказываются рядом со своими восковыми копиями, когда парижский Центр Помпиду частично превращается в коммунальную квартиру, а зритель сталкивается, в первую очередь, не с кино, а  проблемой освоения хронометража, становится ясно, что работа Хржановского стерла слишком много границ. Именно поэтому она обречена на широкий резонанс и бурные споры.  
поиск