Сюжет балета «Шахерезада» в постановке Алексея Мирошниченко развивается вокруг истории Фарах Пехлеви — последней императрицы Персии, первой и единственной коронованной женщины мусульманского мира. Именно с ее именем связан расцвет светского Ирана в культуре и общественной жизни, отмеченный движением в сторону западных стандартов жизни наравне с вниманием к национальным традициям. Фарах и ее муж Мохаммед Реза Пехлеви, последний шах в новейшей персидской истории, — харизматичные фигуры, на долю которых, однако, выпал переломный момент в судьбе страны. Собрав архивные фотографии, мы решили увидеть, как выглядел Иран до и после Исламской революции 1979 года.
ДО РЕВОЛЮЦИИ
В последний период своего правления Мохаммед Реза-шах Пехлеви развернул в Иране «Белую революцию» — масштабную программу умеренно либеральных реформ, целью которой в сфере экономики было ни много ни мало превращение страны в «пятую индустриальную державу мира». Во внешней политике обновленная Персия взяла курс на сближение с США, а в области социальной политики — на стремление к западным стандартам жизни. Многое для сохранения национального культурного наследия, общедоступных медицины и образования, а также женской эмансипации сделала жена шаха Фарах Пехлеви. Однако решить накопившиеся проблемы бедности и неравенства эти меры уже не могли, а активная вестернизация нравилась отнюдь не всем…








Фото: Time, The Iran Chamber Society, Pars Times, Magnum Photos
ПОСЛЕ РЕВОЛЮЦИИ
После победы оппозиции в 1979 году была принята новая конституция Ирана, а главой государства стал Верховный лидер исламской революции — аятолла Рухолла Мусави Хомейни. Созданный при нем Высший совет национальной безопасности подчинил себе органы светской власти, а официальной религией был провозглашен Ислам шиитского толка. С тех пор все стороны жизни в стране, от общеполитического курса до поведения женщин, регламентируются мусульманским правом.






Фото: Casey Hugelfink / The Guardian
Премьерные показы балета «Шахерезада» прошли 3, 4 и 5 апреля 2019 года.