26 апреля 2024
Сегодня
27 апреля 2024
28 апреля 2024
30 апреля 2024
02 мая 2024
03 мая 2024
04 мая 2024
05 мая 2024
07 мая 2024
08 мая 2024
10 мая 2024
14 мая 2024
16 мая 2024
18 мая 2024
19 мая 2024
21 мая 2024
22 мая 2024
23 мая 2024
24 мая 2024
25 мая 2024
26 мая 2024
28 мая 2024
29 мая 2024
30 мая 2024
31 мая 2024
01 июня 2024
02 июня 2024
04 июня 2024
05 июня 2024
06 июня 2024
07 июня 2024
13 июня 2024
14 июня 2024
15 июня 2024
16 июня 2024
19 июня 2024
20 июня 2024
21 июня 2024
22 июня 2024
23 июня 2024
25 июня 2024
26 июня 2024
28 июня 2024
30 июня 2024
18 августа 2024
20 августа 2024
25 августа 2024
28 августа 2024
29 августа 2024
01 сентября 2024
04 сентября 2024
08 сентября 2024
10 сентября 2024
12 сентября 2024
14 сентября 2024
15 сентября 2024
18 сентября 2024
20 сентября 2024
22 сентября 2024
25 сентября 2024
27 сентября 2024
28 сентября 2024
29 сентября 2024
Журнал
  • Апрель
    26
  • Май
  • Июнь
  • Июль
  • Август
  • Сентябрь
11.05.2021
В Перми состоится российская премьера «33 вариаций» Ганса Цендера

Камерный оркестр Пермской оперы под управлением Артема Абашева исполнит «33 вариации на 33 вариации» Ганса Цендера. Российская премьера состоится в Перми на сцене Органного зала Пермской филармонии 16 мая. Сочинение Цендера должно было прозвучать еще в 2020-м, в год 250-летия со дня рождения Бетховена, но мировая пандемия внесла свои коррективы в эти планы.


Камерный_оркестр_Пермской_оперы,_Артем_Абашев_фото_Андрея_Чунтомова.jpg

Фото: Андрей Чунтомов


«Тридцать три вариации на тридцать три вариации по Вариациям на вальс Диабелли Бетховена Ганса Цендера» — так целиком звучит название этого произведения.  

Ганс Цендер (1936—2019) — немецкий композитор и дирижер, прославившийся изобретенным им жанром «сочиненная интерпретация». Он представил его в 1991 году, «пересочинив» прелюдии Клода Дебюсси. Затем, в 1993-м, композитор исследовал в этом жанре «Зимний путь» Франца Шуберта, а спустя четыре года — «Фантазию» Роберта Шумана.

За «Вариации на вальс Диабелли» Людвига ван Бетховена Цендер взялся значительно позже: в 2011 году, уже в конце своего творческого пути. Как и в случае с вокальным циклом Шуберта «Зимний путь», эту работу он проделал по просьбе немецкого ансамбля современной музыки Ensemble Modern. По словам Цендера, он много лет не решался подступиться к бетховенским «Вариациям» из-за священного преклонения перед оригиналом. 

«Вариации» Бетховена были созданы как часть коммерческой идеи венского издателя и композитора Антона Диабелли. В 1819 году он предложил известным музыкантам написать на определенную тему вариации для фортепиано — по одной от каждого. В число тех, кто создал собственные «Вариации на вальс Диабелли», вошли 50 самых известных композиторов того времени, в том числе Ференц Лист, которому на тот момент было всего семь лет, и Франц Шуберт. Было в этом списке и имя Людвига ван Бетховена. В отличие от своих коллег, он написал не одну, а 33 вариации — монументальное произведение, почти час музыки. 

«Сочиненная интерпретация» Цендера деконструирует и заново воссоздает произведения Бетховена и Диабелли. Композитор стирает исторические расстояния между ними и сегодняшним слушателем и дает современные ключи для восприятия музыки прошлого.   

Артем Абашев, главный дирижер Пермского театра оперы и балета: 

— Цендер разбирает произведение Бетховена на части и создает собственную конструкцию, новое пространство, новое произведение искусства. Можно сравнить это с тем, что скульптура мастера эпохи классицизма предстает теперь перед зрителем как современный урбанистический объект.

В этой партитуре заложены виртуозные партии. И я рад, что сейчас в театре есть такая команда музыкантов, которая обладает достаточным мастерством, чтобы сыграть это произведение на мировом уровне.



поиск