Ранний Бетховен, неожиданный Стравинский, изысканный Моцарт — два симфонических концерта Пермской оперы в марте станут наслаждением для меломанов и уникальным опытом для любопытствующих неофитов. 16 марта оркестр musicAeterna под управлением Ильи Гайсина, 25 марта Большой симфонический оркестр под управлением Валерия Платонова представят две программы довольно редко исполняемых сочинений знаменитых композиторов.
Как это часто бывает, за изящным решением кроется вполне прозаическая причина. В начале марта большая часть струнной группы оркестра musicAeterna оказалась занята в подготовке премьеры барочной оперы «Фаэтон», так появилась идея исполнить силами оставшейся части оркестра Концерт для фортепиано и духовых инструментов Игоря Стравинского, написанный для необычного состава: духовые, литавры, контрабасы и рояль. Соло на рояле исполнит Полина Осетинская, хорошо известная пермякам по блестящим выступлениям на Дягилевском фестивале.
Илья Гайсин, дирижер:
— Написанный в 1924 году Фортепианный концерт занимает особое место в творчестве композитора. Это сложная для исполнения партитура, музыкальный текст, сочетающий элементы различных стилей: от баховских инвенций и барочного concerto grosso до русского фольклора и элементов раннего джаза, и даже Шопен в виде цитаты так называемого «траурного марша», звучащего в начале и в коде концерта. Необычные совместные каденции рояля и оркестра во второй части, «странная» колыбельная в ее середине, фантастическое fugato в финале, переплетение концертирующих сольных голосов оркестра и рояля, особое звучание самого рояля — преимущественно акцентированное и ударное, «лирика» второй части — всё это делает концерт уникальным и производит неизгладимое впечатление на слушателей.
Сходный состав оркестра использовал и Вольфганг Амадей Моцарт в Серенаде для 12 духовых инструментов и контрабаса «Gran Partita». Масштабное сочинение в семи частях со ставшим популярным после фильма «Амадей» Adagio, двумя грандиозными Менуэтами, возвышенной музыкой Романса, цепочкой разнообразнейших вариаций и заводным Финалом в «турецком» стиле прозвучит в завершение концерта. А откроют программу 12 менуэтов для оркестра Людвига ван Бетховена.
Илья Гайсин, дирижер:
— Это удивительное сочинение еще и потому, что всегда очень интересно наблюдать ранние произведения гениев, попытаться уловить то, что потом станет типичной чертой стиля, а что исчезнет из авторского почерка совсем. 12 менуэтов — это 12 очаровательных, коротких, разнохарактерных пьес. Они очень точно отражают дух Вены с ее любовью к трехдольности и предчувствием вальсов Штрауса. С одной стороны, это еще дань традиции классицизма, в этом чувствуется Гайдн и Моцарт, с другой стороны — это уже взгляд в будущее, почва для будущих Бетховенских симфоний.
Сочинения Стравинского еще раз прозвучат 25 марта в исполнении Большого симфонического оркестра Пермского театра оперы и балета. Валерий Платонов объединил в одной программе «Симфонию псалмов» для хора и оркестра и оперу-ораторию «Царь Эдип» в концертном исполнении — два произведения 1927 и 1930 годов, которые относятся к неоклассическому периоду в творчестве композитора.
Валерий Платонов, дирижер:
— Стравинский в широком зрительском сознании воспринимается как автор «Весны священной» или «Жар-птицы». Но это только первый период его творчества, ранний, а Стравинский тем и интересен, что в течение всей жизни он примерял разные маски, пробовал новые стили. И Стравинский неоклассического периода не менее интересен, чем Стравинский русского периода.
В концерте примут участие Большой симфонический оркестр и Сводный хор театра. Партию Эдипа исполнит артист хора musicAeterna Александр Гайнутдинов, Иокасты — солистка Пермской оперы Надежда Бабинцева.