19 апреля 2024
Сегодня
20 апреля 2024
21 апреля 2024
22 апреля 2024
23 апреля 2024
24 апреля 2024
25 апреля 2024
26 апреля 2024
27 апреля 2024
28 апреля 2024
30 апреля 2024
02 мая 2024
03 мая 2024
04 мая 2024
05 мая 2024
07 мая 2024
08 мая 2024
10 мая 2024
14 мая 2024
16 мая 2024
18 мая 2024
19 мая 2024
21 мая 2024
22 мая 2024
23 мая 2024
24 мая 2024
25 мая 2024
26 мая 2024
28 мая 2024
29 мая 2024
30 мая 2024
31 мая 2024
01 июня 2024
02 июня 2024
04 июня 2024
05 июня 2024
06 июня 2024
07 июня 2024
13 июня 2024
14 июня 2024
15 июня 2024
16 июня 2024
19 июня 2024
20 июня 2024
21 июня 2024
22 июня 2024
23 июня 2024
25 июня 2024
26 июня 2024
28 июня 2024
30 июня 2024
18 августа 2024
20 августа 2024
25 августа 2024
28 августа 2024
29 августа 2024
01 сентября 2024
04 сентября 2024
08 сентября 2024
10 сентября 2024
12 сентября 2024
14 сентября 2024
15 сентября 2024
18 сентября 2024
20 сентября 2024
22 сентября 2024
25 сентября 2024
27 сентября 2024
28 сентября 2024
29 сентября 2024
Журнал
  • Апрель
    19
  • Май
  • Июнь
  • Июль
  • Август
  • Сентябрь
11.11.2022
«Замок герцога Синяя Борода»: в диалоге с Бартоком

В Пермском театре оперы и балета продолжаются репетиции мировой премьеры новой постановки оперы Белы Бартока «Замок герцога Синяя Борода» (1911—1918) с прологом и эпилогом Валерия Воронова (2022). Спектакль, над которым работают режиссер Евгения Сафонова и дирижер Федор Леднёв, будет впервые показан 18 и 19 ноября. Проект реализуется при поддержке Aksenov Family Foundation. 

Единственная опера Белы Бартока традиционно ставится на сцене в один вечер с другими одноактными операми, которые, однако, крайне редко объединяются с партитурой Бартока сквозным музыкальным и театральным решением. По замыслу музыкального руководителя спектакля Федора Леднёва и режиссера Евгении Сафоновой, в Пермской опере «Замок герцога Синяя Борода» прозвучит в обрамлении пролога и эпилога, написанных специально по заказу театра Валерием Вороновым (р. 1970, Беларусь/Германия).

Федор Леднёв, дирижер-постановщик:

— Продолжительность звучания «Замка герцога Синяя Борода» — чуть меньше часа. Каждая новая постановка этой оперы бросает театру вызов — с каким другим названием объединить партитуру Бартока? — и с необходимостью примирять несколько абсолютно разных музыкальных миров. Но спектакль должен рассказывать единую, цельную историю — а добиться этого можно было, лишь уйдя от ситуации встречи двух независимых друг от друга произведений. Так совместно с режиссером Евгенией Сафоновой у нас родилась идея заказа новой партитуры, которая выстраивала бы систему связей с подлинником Бартока. Музыкой Валерия Воронова я дирижирую еще с начала 2000-х — мне нравится его непохожесть на других, оригинальность творческого поиска, то, как он работает со звуком. Сочинение Воронова обрамляет исполнение «Замка герцога Синяя Борода»: интонация, гармония, оркестровка Бартока полунамеками проступают на его поверхности — точь-в-точь как изображение, постепенно возникающее на фотопленке во время ее проявки. 

Евгения Сафонова, режиссер-постановщик:

— «Замок герцога Синяя Борода» начинается, что называется, с места в карьер: вся экспозиция фактически остается за кадром. Мне казалось, что если мы откроем спектакль музыкой Бартока, то просто лишим зрителя возможности подключиться к ней, прочувствовать то, как развивается музыкальная ткань. «Замку» нужна была, если угодно, взлетная полоса — так возникла идея с прологом, который будет определенным образом подготавливать, настраивать восприятие партитуры Бартока. Пролог образует пространство, позволяющее перестроиться, отбросить бытовую реальность и подготовиться к погружению в мир Бартока — и музыкально, и концептуально. 

Валерий Воронов, композитор:

— Я не хотел писать так же, как Барток — у меня бы этого никогда и не получилось. Мне, скорее, интересно было очутиться внутри его головы, его тела, понять, каково это. Подобный процесс можно сравнить с работой хорошего актера, которому предстоит сыграть большую роль — и он пытается стать, к примеру, Ричардом III, понять, как мыслит, как чувствует этот персонаж. Если совсем упрощать, то я разобрал партитуру Бартока на мельчайшие детали, разложил их на рабочем столе — и собрал заново в новую конструкцию. В основном это была работа с синтаксисом: я брал микрофрагменты «Замка герцога Синяя Борода», какие-то увеличивал, какие-то сужал, но так или иначе сочинял из них то, что хотел.

К премьере спектакля приурочен очередной цикл «Лаборатории современного зрителя» — публичной программы Пермского театра оперы и балета.В рамках нее 13 ноября в театре пройдет лекция театроведа Татьяны Джуровой, которая будет посвящена театру Сафоновой — одному из самых примечательных феноменов российской драматической сцены наших дней. Татьяна Джурова расскажет о том, как устроены ключевые постановки Сафоновой — «Братья», «Медея», «Аустерлиц», «Бесчестье», — а также о европейской и российской режиссуре драмы, переизобретающей звук и предпочитающей углубленную работу с актером спецэффектам, в том числе о спектаклях Хайнера Геббельса, Сьюзан Кеннеди и Елизаветы Бондарь. 

Также 13 ноября в кинотеатре «Премьер» (Пионерская 17, зал 4) будет показан спектакль Евгении Сафоновой «Медея», поставленный в Театре им. Ленсовета в 2018 году. Газета «Ведомости» писала о нем так: «“Прометей, трагедия слышания” — так называлось одно из главных сочинений классика музыки ХХ века Луиджи Ноно. “Медея” Евгении Сафоновой — тоже “трагедия слышания”».

14 ноября в культурном пространстве «Часовой завод» (Чернышевского, 28) состоится паблик-ток Воронов/Леднёв/Ренанский. Где можно будет найти ответы на вопросы: «Как музыка, написанная в 2022 году, взаимодействует с партитурой 1911 года? Как устроена опера Белы Бартока? В чем специфика интерпретации музыки XX—XXI веков?» — у дирижера и музыкального руководителя постановки Федора Леднёва, композитора Валерия Воронова и программного директора Пермского театра оперы и балета Дмитрия Ренанского.

15 ноября в хоровом классе Пермского театра оперы и балета состоится лекция «Истории с Бородой». О гениальной и завораживающей музыке Бартока, а также о самых эффектных и изобретательных режиссерских решениях XXI века расскажет хорошо знакомый пермскому зрителю Илья Кухаренко — театральный критик и драматург.

17 ноября в культурном пространстве «Часовой завод» (Чернышевского, 28) пройдет лекция о партитурах XX и XXI веков — «Новейшая история новейшей музыки с примерами и пояснениями» музыковеда Юлии Бедеровой.

19 ноября (онлайн) Специалист по венгерской литературе, переводчик Оксана Якименко, которая выступила языковым коучем для солистов оперы «Замок герцога Синяя Борода», расскажет зрителям о том, как Синяя Борода стал героем венгерской баллады, почему оперу «Замок герцога Синяя Борода» написал именно Бела Барток, кто такой Бела Балаж и почему венгерский — такой «другой».

«Лаборатория современного зрителя» реализуется при поддержке Министерства культуры Пермского края.

Постановка оперы Белы Бартока «Замок герцога Синяя Борода» с прологом и эпилогом Валерия Воронова реализуется при поддержке Aksenov Family Foundation, в последние годы особенно активно работающего в области новой музыки. Aksenov Family Foundation инициирует создание новых музыкальных произведений наиболее заметными отечественными и зарубежными композиторами новой волны и стимулирует развитие экосистемы для современной академической музыки в России.


Возрастная категория 18+

поиск