Поисками новой оперы занимаются прежде всего композиторы. Их творческий интеллект, креативность, поиск звуковых решений двигают вперёд оперное искусство. Неслучайно слово «опера» в переводе с итальянского означает «труд», «сочинение». Музыка — это отражение мира в звуковых комбинациях, это эмоциональный и звуковой шифр времени. Музыка — вот что является главным, системообразующим в опере. Другое дело, что выдающиеся дирижёры и импресарио могут способствовать продвижению новых музыкальных форм, привлекать внимание зрителей и слушателей к трудно постигаемым музыкальным вещам.
Так было, например, с оперой «Носферату» Дмитрия Курляндского, которая была заказана Пермским театром оперы и балета уже во главе с Теодором Курентзисом. Эта опера существенно продвинула не только Пермский театр оперы и балета, но и, как представляется, современное российское оперное искусство. И не только российское… Опера Курляндского — это явление!
Опера «Носферату» вызвала противоречивые, полярные отклики: у специалистов и понимающей публики — восторги и признание; у консервативной, насторожённой публики — раздражение и неприязнь. И это очень хорошо! Появился дискурс: вокруг «Носферату» возникли дискуссии, спектакль подвергался анализу с точки зрения разных людей — искушённых и не очень, начался поиск аргументации «за» и «против» оперного произведения. Это и есть предназначение искусства — будить мысль, запускать рефлексию, осмысление себя и окружающего мира.
Спектакль между тем представляет собой интерпретацию мифа о Персефоне. Персефона была дочерью Деметры — богини плодородия и земледелия. В результате интриги Персефона оказывается в руках Аида — бога царства мертвых, который решил на ней жениться. Женитьба — суть умерщвление Персефоны. Умерщвление поэтапное — отключение у юной особы органов чувств: зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса, а также боли и памяти. Безутешная Деметра породила в результате осень и зиму. Аид не без давления принимает решение время от времени отпускать свою возлюбленную на поверхность земли, к матери, возвращая Персефоне чувства. И тогда наступает весна и лето. А затем всё повторяется вновь. Авторы спектакля, правда, ограничиваются процессом женитьбы Аида и нарекают его именем легендарного вампира Носферату.
Музыка спектакля скроена из шорохов, скрипов, ахов, вздохов, хрипов, в общем, шумовых эффектов. Спектакль интересен тем, что его можно постичь, только принимая «правила игры» авторов, в числе которых легендарный режиссёр — Теодорос Терзопулос. Тогда возможен трансцендентный прорыв и просветление. В противном случае, зрителя и слушателя ждёт разочарование. Это один полюс творчества Курентзиса. Сюда же можно отнести поставленную в Перми оперу Паскаля Дюсапена «Медея. Материал» по пьесе Хайнера Мюллера. Это спектакль, поставленный Филиппом Григоряном, на мой взгляд, был недооценён и преждевременно сошёл со сцены.
На другом полюсе — трилогия Моцарта — да Понте и, конечно, «Королева индейцев» Генри Перселла. Последний спектакль, который был буквально воссоздан из праха, получился шедевральным не в последнюю очередь благодаря усилиям выдающегося режиссёра Питера Селларса. Он создал новую версию либретто, осовременил и переинтерпретировал сюжет, сделав более рельефными смысловые грани спектакля.
Что касается опер Моцарта, то Курентзис задал новую исполнительскую планку коллегам и не только из России. Он учёл искания дирижёров-аутентистов, и результат не замедлил долго ждать. Его можно не только лицезреть в театре, но и послушать на дисках, выпущенных фирмой Sony Classical.
Отсюда вывод: творческая политика Курентзиса — это музыкальная разновекторность, которая базируется на высоких духовных началах. Условно то, что делает в Перми Курентзис, можно обозначить как «опера драйва» (движения). Её основным отличием является то, что он работает на двух полюсах — исполнение старинной и авангардной музыки. Казалось бы, последняя не имеет никакого отношения к исторически компетентному исполнительству. Но на самом деле это не так. Взять, к примеру, «Носферату» — то, что сделал Курляндский, очень похоже на древнегреческую музыку. Это упорядоченный шум, возвращение к прототипам музыкальности Древней Греции. Между этими полюсами и вырабатывается та самая энергетика, которая двигает театр к новым высотам.
Нужно сказать, что оперные театры, возглавляемые дирижёрами, более успешны, нежели те, что находятся во власти режиссёра. Сложнее обстоит дело с анализом случаев, когда музыкальный театр возглавляют профессиональные менеджеры. Здесь меньше однозначности. Однако то, что сильные дирижёры способны вдохнуть новую жизнь в музыкальный театр, превратить алмаз в бриллиант, — бесспорно! Яркий пример тому Теодор Курентзис, который выдвинул Пермский театр оперы и балета на передовые музыкально-театральные позиции. История оперного театра поделилась на две части — до Курентзиса и с Курентзисом. Это обстоятельство не просто переживается сторонниками эволюционной линии развития театра с участием местных творческих сил.
Возглавляемый Курентзисом коллектив вписался в контекст европейского музыкального театра. Оперный театр, возглавляемый дирижёром, с кажущейся лёгкостью брал одну за другой эстетические высоты, которые до того трудно было представить. Театр стал модным, а люди, работающие в нём, — предметом зависти богемы. Наш театр стал не только российским, но и европейским явлением. На Пермь стали оглядываться. Про Пермь говорят. Перми завидуют.
Суть деятельности художественного руководителя — сделать российскую оперу конкурентоспособной. Заметьте, не только пермскую оперу. Курентзис лишён локалистского мышления. Он стремится вырвать Россию из оперной провинциальности, неотъемлемой чертой которой является закрытость, творческое «окукливание» и игнорирование мирового оперного контекста. И, кажется, ему это удалось.