19 апреля 2024
Сегодня
20 апреля 2024
21 апреля 2024
22 апреля 2024
23 апреля 2024
24 апреля 2024
25 апреля 2024
26 апреля 2024
27 апреля 2024
28 апреля 2024
30 апреля 2024
02 мая 2024
03 мая 2024
04 мая 2024
05 мая 2024
07 мая 2024
08 мая 2024
10 мая 2024
14 мая 2024
16 мая 2024
18 мая 2024
19 мая 2024
21 мая 2024
22 мая 2024
23 мая 2024
24 мая 2024
25 мая 2024
26 мая 2024
28 мая 2024
29 мая 2024
30 мая 2024
31 мая 2024
01 июня 2024
02 июня 2024
04 июня 2024
05 июня 2024
06 июня 2024
07 июня 2024
13 июня 2024
14 июня 2024
15 июня 2024
16 июня 2024
19 июня 2024
20 июня 2024
21 июня 2024
22 июня 2024
23 июня 2024
25 июня 2024
26 июня 2024
28 июня 2024
30 июня 2024
18 августа 2024
20 августа 2024
25 августа 2024
28 августа 2024
29 августа 2024
01 сентября 2024
04 сентября 2024
08 сентября 2024
10 сентября 2024
12 сентября 2024
14 сентября 2024
15 сентября 2024
18 сентября 2024
20 сентября 2024
22 сентября 2024
25 сентября 2024
27 сентября 2024
28 сентября 2024
29 сентября 2024
Пресса
  • Апрель
    19
  • Май
  • Июнь
  • Июль
  • Август
  • Сентябрь
06.04.2015
Ведомости: Теодор Курентзис бил в барабан в Люцерне

Российский дирижер и его подопечные сыграли феерическую программу из сочинений Жана-Филиппа Рамо на сцене прославленного KKL – Центра культуры и конгрессов. Концерт завершал зигзагообразное турне оркестра по Европе: Брюссель – Афины – Хельсинки – Берлин – Люцерн. В Берлине, по свидетельствам очевидцев, публика, собравшаяся в Radial System, пустилась в пляс. В консервативном Люцерне плясок, конечно, ожидать не приходилось. Однако и чопорную швейцарскую публику Курентзису расшевелить-таки удалось.

Программа, составленная исключительно из инструментальных фрагментов опер-балетов Рамо, оказалась забористой, не без блесток специфически «музыкантского» юмора, вроде смешных звукоподражаний квохтанью курицы (Пьеса «Курица»). Никаких полутонов, плавных переходов – все броско, плакатно. Главный структурный принцип – резкие контрасты темпов и фактур. Чередование света и сумрака – на сцене, пианиссимо и фортиссимо – в оркестре. Музыка Рамо к тому располагала – музыканты с исступлением, в бешеном темпе наяривали увертюры к «Бореадам», «Зорастро», «Галантным Индиям» и «Заису». Тутти перемежались камерно-интимными фрагментами инструментальных трио. Демонстративно вольное поведение дирижера, который то с силой бил ногою в пол, то принимался разгуливать между скрипками, то невзначай присаживался на ступенечку, поначалу вызвало оторопь. Но мало-помалу недоуменные выражения лиц строгих меломанов сменились улыбками; зал постепенно включился в игру, предложенную музыкантами из Перми.

Для люцернской публики открытие пермского оркестра, играющего старинную музыку, не оглядываясь ни на какие авторитеты, явилось чуть ли не откровением. Не веря своим глазам, меломаны смотрели на вытертые штаны дирижера, фалды его куцего пиджачка, которые то и дело расходились. Пытались примирить в сознании отличное звучание оркестра с поразительно свободной, на грани хулиганства, манерой держаться. К середине концерта любое нарушение ритуала уже воспринималось как черта фирменного стиля оркестра. А в конце концов молодая прыть, витальность, наслаждение музыкантов от самого процесса игры передались залу и победили. В заключение Курентзис, вздев на себя увесистый барабан, с видимым удовольствием принялся бить в него, расхаживая по сцене. Зал был покорен.

Стоячая овация разразилась сразу, как только стало ясно, что программа исчерпана. Публика не сразу разобралась, что предстоят еще «бисы» – часть драматургии концерта. Зал вставал еще дважды; такое единодушие люцернская публика проявляет, пожалуй, лишь на концертах Николауса Арнонкура, да еще, быть может, Бернарда Хайтинка.

Интендант фестиваля Михаэль Хэфлигер признался, что поначалу опасался, что публика не примет незнакомцев с далекого Урала. Хэфлигер рисковал, пригласив неизвестный в Европе оркестр на такой статусный фестиваль, – и выиграл.

Гюляра Садых-заде | Ведомости

поиск