Решение включить Берлин в гастрольный график Теодора Курентзиса и его русского барочного оркестра musicAeterna было довольно внезапным. И, тем не менее, центр искусств Radialsystem наполнен жаждущими слушателями. Зрители располагаются не только на стульях и пуфах, но и на многочисленных матах на полу зала. Нет, так, конечно же, не начинается ни один нормальный концерт.
Руководитель центра Йохан Зандиг не препятствует непривычной для зрителя драпировке зоны для танца, где в числе танцоров часто можно увидеть и двоих детей Зандига и Саши Вальц. Пермский коллектив под руководством Курентзиса был встречен здесь со спокойствием и теплом: ведь он уже знаком берлинской публике. Это немного грустно, ведь Курентзис относится к наиболее интересным фигурам мира классической музыки.
На восточном краю Европы он добился условий работы, о которых берлинская сцена может только мечтать. Ночные репетиции и даже уроки танцев для музыкантов театра — всё в угоду музыке. Решение, готово ли произведение предстать перед зрителем, принимает лишь он один, Курентзис: долговязый мужчина с прической панка, пленительным взглядом и бесконечными руками в рубашке с рюшами.
Непреодолимая воля Курентзиса к самовыражению
В Берлине со своими музыкантами он представил программу только с сочинениями Рамо, выходящую за рамки недавно выпущенного диска. Несмотря на то что ансамблю musicАeterna хорошо знакома аутентичная исполнительская практика, новая программа не ограничена эстетическими барочными изысками, она пропитана бурей жизни. Но тут, однако, не всё гладко: в боковой части оркестра временами появляются провалы в звучании, как будто мы наблюдаем игру в глухие телефоны.
Но это ничто в сравнении с непреодолимой волей к самовыражению: для каждой частички вселенной Рамо Курентзис и его музыканты нашли свое особенное звучание. Оно может быть необыкновенно суровым и вдруг стать мечтательным и невесомым, или же минималистичным и современным, звуки могут завязаться в узел в предвкушении паузы.
Экстаз кажется вполне достижимым
Желание сделать музыку наглядной похоже на движение по тонкому льду. В зале центра искусств Radialsystem танцорам Саши Вальц достался лишь узкий проход между оркестром и зрителем для — да, а для чего же? Оформление в песочных тонах не подталкивает к импровизации, однако и не ставит определенных границ. Результат неуловимо загадочен.
От приглашения на полонез после угощения яблоками и виноградом просто невозможно отказаться. Седовласый зритель в футболке с цитатой австрийского архитектора и живописца Хундертвассера: «Прямая линия безбожна и безнравственна» — безудержно отдается танцу прямо перед музыкантами. Экстаз кажется вполне достижимым, даже если публика должна для этого влиться в танец. Настоящему риску подвергается, однако, солистка Надежда Кучер. Она играет своим сопрано, то возвышаясь, то как будто подныривая под звучание инструментов: блестяще, самозабвенно и так невообразимо близко.