19 апреля 2024
Сегодня
20 апреля 2024
21 апреля 2024
22 апреля 2024
23 апреля 2024
24 апреля 2024
25 апреля 2024
26 апреля 2024
27 апреля 2024
28 апреля 2024
30 апреля 2024
02 мая 2024
03 мая 2024
04 мая 2024
05 мая 2024
07 мая 2024
08 мая 2024
10 мая 2024
14 мая 2024
16 мая 2024
18 мая 2024
19 мая 2024
21 мая 2024
22 мая 2024
23 мая 2024
24 мая 2024
25 мая 2024
26 мая 2024
28 мая 2024
29 мая 2024
30 мая 2024
31 мая 2024
01 июня 2024
02 июня 2024
04 июня 2024
05 июня 2024
06 июня 2024
07 июня 2024
13 июня 2024
14 июня 2024
15 июня 2024
16 июня 2024
19 июня 2024
20 июня 2024
21 июня 2024
22 июня 2024
23 июня 2024
25 июня 2024
26 июня 2024
28 июня 2024
30 июня 2024
18 августа 2024
20 августа 2024
25 августа 2024
28 августа 2024
29 августа 2024
01 сентября 2024
04 сентября 2024
08 сентября 2024
10 сентября 2024
12 сентября 2024
14 сентября 2024
15 сентября 2024
18 сентября 2024
20 сентября 2024
22 сентября 2024
25 сентября 2024
27 сентября 2024
28 сентября 2024
29 сентября 2024
Пресса
  • Апрель
    19
  • Май
  • Июнь
  • Июль
  • Август
  • Сентябрь
24.08.2015
Zvzda.ru: Пермская опера: Сезон «Лебединого озера»

Пермский оперный театр открыл новый 144 сезон. Первым его событием 22 августа стал уже традиционный «день открытых дверей» — «Оперный экстрим». Накануне руководители Пермского театра оперы и балета представили программу предстоящего сезона.

При входе в театр представителям прессы вручили удобные буклеты-гармошки с афишей на первую половину сезона 2015-2016 года. Беглый взгляд на программу сразу вводит в курс происходящей на наших глазах театральной действительности. Условно её можно назвать «и вот наступило потом». Афиша театра наглядно демонстрирует, что ровно год назад имелось в виду под сокращением госзаказа и финансирования проектов оперного театра. Отражено в ней и условие, поставленное министерством культуры, о том, что половина симфонических концертов в этом году исполняется оркестром театра под управлением главного дирижёра Валерия Платонова, а остальные распределяются между молодыми и приглашёнными дирижёрами. В течение шести месяцев в Перми состоятся только четыре концерта под управлением Теодора Курентзиса: два пройдут в октябре и два — в декабре 2015 года. Афиша на вторую половину сезона ещё пока не свёрстана.

Шлейф успеха девяти премьерных спектаклей и пяти наград в виде «Золотых Масок» предыдущего сезона всё ещё витал в воздухе, давая основание для проявления неуместных эмоций по поводу ограниченных возможностей театра. А дух времени заставлял всех присутствующих на пресс-конференции быть предельно сдержанными, принимать реальность такой, какая она есть. В контексте курса культурной политики страны, направленного на поддержку традиционного и минимизацию экспериментального в искусстве, учитывая сокращение Федеральной целевой программы «Культура России» в 2015-2018 годах на 14 % (25 млрд рублей), картина предстоящего сезона Пермской оперы выглядит наисовременнейшим образом.

Откроется сезон 3 сентября балетом П. И. Чайковского «Щелкунчик». Всю осень пермские театралы не торопясь смогут изучать историю многочисленных редакций символа академического хореографического искусства — балета «Лебединое озеро» П. И. Чайковского. Потому что первую премьеру сезона зрители увидят только 7 ноября. И это будет новая, вторая в театре, постановка «Лебединого озера», доверенная главному балетмейстеру Алексею Мирошниченко. Вспомнилось, что на протяжении многих лет Пермский театр неоднократно подчёркивал свой основополагающий творческий принцип, заложенный его историей, — «обновление репертуара за счёт редко идущих на сцене произведений».

Правда, как пояснил Алексей Мирошниченко, два варианта «Лебединого озера» в репертуаре смогут решить давнюю проблему, когда спектакль выезжает на гастроли и поэтому его нет в репертуаре театра в течение нескольких месяцев. По словам главного балетмейстера театра, «теперь есть возможность выбирать, какой из спектаклей будет дома. И пока старая постановка „Лебединого озера“ Натальи Макаровой у нас на глазах не рассыплется, мы всё равно будем держать в репертуаре оба спектакля».

Новая программа для детей впервые прозвучит 10 декабря — «Детский альбом» П. И. Чайковского и «Путеводитель по оркестру для юных слушателей» Бенджамина Бриттена. Следующая премьера театра ожидается в мае — хоровая опера «Тристия» современного французского композитора Филиппа Эрсана. Это произведение в настоящее время создаётся по заказу Пермского театра оперы и балета. Название оперы отсылает к сборнику стихов «Tristia» Осипа Мандельштама, чьи произведения лягут в основу текстов оперы. Именно этот сборник считается значимым проявлением античности в поэзии Мандельштама. И можно предположить, что его выбор не случаен: мотив античной культуры пронизывает многие проекты, за которые берётся Теодор Курентзис. Он назвал будущую оперу «Тристия» «главным проектом сезона». Как анонсировано в репертуарной книге театра, в опере будут звучать французские, русские и японские тексты заключённых, наивных поэтов-самоучек. Постановщиком и хореографом оперы приглашён Димитрис Папаиоанну, греческий режиссёр, руководивший церемонией Европейских игр в Баку в июне 2015 года.

Другой оперной премьерой, которую театр готовит к весне, станет «Травиата» Джузеппе Верди. Этот спектакль — копродукция с американским режиссёром Робертом Уилсоном. К работе над постановкой приглашены художник-постановщик Стефани Энгели, художник по костюмам Яши, художник по свету Эй Джей Вайссбард, хормейстером-постановщиком выступит Виталий Полонский.

«Травиата» откроет юбилейный X Международный Дягилевский фестиваль, который пройдёт с 17 по 30 июня 2016 года. Второй фестиваль сезона — Конкурс артистов балета им. Екатерины Максимовой «Арабеск» — пройдёт в апреле 2016 года.

Итого ожидается четыре премьеры, два фестиваля, концертное исполнение оперных шедевров — оперы «Аида» Джузеппе Верди (дирижёр Теодор Курентзис) и оперы Франсиса Пуленка «Диалоги кармелиток» (дирижёр Артём Абашев). В этом сезоне в фестивальном формате пройдут камерные концерты цикла «Музыка для нас»: в Доме Дягилева музыка будет звучать в полной темноте, а в фойе театра — празднично, с шампанским, при свечах.

Подробно о планах театра рассказали художественный руководитель Пермского театра оперы и балета Теодор Курентзис, исполнительный директор театра Галина Полушкина, генеральный менеджер театра Марк де Мони, главный балетмейстер Алексей Мирошниченко, главный дирижёр Валерий Платонов и главный хормейстер Виталий Полонский.

Художественный руководитель театра Теодор Курентзис сказал о том, что в новом сезоне театр продолжает реализацию выбранной гуманистической стратегии — сохраняя золотой фонд культуры, создавать живое аутентичное искусство сегодня как почву для театральных шедевров в будущем. И постановки грядущего сезона, по его словам, отражают эту стратегию. Но подчеркнул, что шедевры получаются тогда, когда есть возможность профессиональных творческих экспериментов.

Теодор Курентзис, художественный руководитель Пермского театра оперы и балета:

— Очень ответственно начинать новый сезон после предыдущего, который, если посмотреть статистику, по количеству наград был самым успешным в театре за предыдущие четыре года. Время течёт быстрее, денег становится меньше, а мы должны делать всё лучше. В завтрашний день мы должны шагнуть, делая эксперимент. Из десяти экспериментов один получается шедевром в лучшем случае. Знаете, сколько балетов ставилось в XIX веке, чтобы получились такие спектакли, как «Лебединое озеро» и «Спящая красавица»? В хореографии Петипа было поставлено сто восемьдесят балетов, из них признанные шедевры — девять постановок. И это Петипа!

Художественный руководитель театра напомнил о важном достижении для Пермского оперного театра — приглашении на Международный фестиваль искусств «Рурская Триеннале», который проходит в Германии с 14 августа по 29 сентября 2015 года. Оркестр MusicAeterna участвует в постановке оперы Рихарда Вагнера «Золото Рейна», заявленной как «творение на рубеже оперы, театра, инсталляции и ритуала». Премьера состоится 12 сентября 2015 года в Бохуме. Кстати, Deutsche Welle называет выступление пермского оркестра под управлением Теодора Курентзиса «одним из центральных событий» фестиваля Ruhrtriennale.

Озвучены были и долгосрочные планы. Теодор Курентзис объявил о том, что постановка «Лебединого озера» в редакции Алексея Мирошниченко — не единственный классический балет, который будет осуществлён на пермской сцене. В сезоне 2016-2017 года планируется ставить балет «Золушка» Сергея Прокофьева, как известно, написанный им в молотовской гостинице «Центральная», и балет Людвига Минкуса «Баядерка», который никогда не шёл на пермской сцене.

Алексей Мирошниченко, главный балетмейстер Пермского театра оперы и балета:

— К сожалению, наша сцена очень ограничена для постановки такого балета, как «Баядерка». Теодор предлагал поставить этот спектакль давно. И первоначально театру обещали, что новая сцена будет готова уже в 2015 году — то есть вот сейчас. «Лебединое озеро» и «Баядерка» — это и есть российский «золотой фонд» в балете, они были поставлены впервые в Императорском театре. Это дорогостоящие спектакли. И своими планами мы порой повергаем в ужас исполнительного директора театра Галину Кирьяновну. Творческий потенциал у нашего театра достаточно мощный, чтобы воплотить все эти замыслы. Вопрос только в финансировании.

Ситуацию финансирования театра прокомментировала исполнительный директор Галина Кирьяновна Полушкина.

Галина Полушкина, исполнительный директор Пермского театра оперы и балета:

— Я не прихожу в ужас от этих планов. Я прихожу от них в восторг. И готова всячески способствовать тому, чтобы все планы осуществились. И хочу успокоить: новая сцена обязательно будет построена. Вопрос с повестки дня не снят. Мы перевели этот вопрос в другую плоскость — в плоскость строительства отдельно стоящего здания. К сожалению, проект, который был утверждён, создаёт риски. Если бы театр начал строиться по этому проекту, театр бы на много лет лишился своего дома. Предполагалось, что театр будет закрыт и огромные риски зайти в долгострой тоже существуют... Ситуация экономическая очень непростая. Краевые власти вопрос строительства здания для театра не оставили. Сейчас выбирается место для строительства отдельно стоящего здания. Решается вопрос с проектом. Пока решений никаких нет.

Несмотря на общий сдержанно-тревожный тон, в котором старались вести разговор руководители театра, эмоциональные реплики и шутки то и дело прорывались, вызывая амбивалентный смех. На вопрос о пополнении в труппе Теодор Курентзис с улыбкой ответил, что за лето прибавил в весе. (Галина Полушкина поспешила добавить, что в труппу театра пришло шестеро новичков). А когда господин Курентзис делился с аудиторией историей о том, как в Перми относятся к памятнику архитектуры — зданию театра, Алексей Мирошниченко продемонстрировал ещё один свой талант — сатирический.

Теодор Курентзис:

— Когда я только приехал в Пермь, парковка была прямо перед оперным театром. Вы помните это. А там, где ангар, за театром, бомжи ходили по-большому. Там были общественные а-ля удобства. Неухоженная улица, почему-то не красили заднюю стену здания театра. Из-за того что она памятником архитектуры не является. Хотя весь театр покрашен, и он является памятником архитектуры. Я спросил: «Почему?» Мне ответили: «Ну, у нас так».

Алексей Мирошниченко:

— Театр маленький, а ходят по-большому.

История получила продолжение: после того как руководство своими силами привело в порядок пространство вокруг театра, а заднюю стену здания закрасили граффити, театр получил штраф за неуважение к памятнику архитектуры.

Теодор Курентзис:

— Пространство стало лучше. Недавно театру выставили штраф за то, что мы не уважаем памятник архитектуры. Вы можете себе это представить? Они поставили стеклопакеты, позволяли возле памятника архитектуры устраивать запустение, а нам — штраф. Вот эта логика очень многое может вам объяснить. Наше отношение лояльно. Но наше главное кредо — это любовь к зрителю. Мы делаем что-то не от желания кому-то угодить и сохранить своё кресло.

Теодор Курентзис, уходя на репетицию, добавил, что свою задачу в Перми видит в том, чтобы «делать культуру, быть искренним и открытым к диалогу, сохраняя при этом своё лицо».

Далее разговор вернулся к новинкам предстоящего сезона, о которых рассказали главный дирижёр театра Валерий Платонов, главный хормейстер Виталий Полонский и генеральный менеджер Марк де Мони.

Марк де Мони, генеральный менеджер Пермского театра оперы и балета:

— Часть концертов серии «Музыка для нас» хотим провести в таком же формате, в каком с большим успехом прошли концерты Дягилевского фестиваля. Снять привычный барьер в восприятии музыки. А также мы хотим ввести новую традицию в проведение симфонических концертов. В программе есть несколько событий под названием «концерт-энигма». Мы не публикуем программу этих концертов заранее. Мало того, за пару недель до даты концерта Теодор (Курентзис) вместе с музыкантами оркестра будут решать, что хотят исполнить, кто с какой партией мог бы выступить. Таким образом, предполагается, что на этих концертах будет совершенно другая энергетика. И хотя зрители будут приходить на концерт вслепую, они знают, что оркестр и дирижёр будут играть особенно вдохновенно.

Валерий Платонов, главный дирижёр Пермского театра оперы и балета:

— В предстоящем сезоне мы планируем максимально задействовать молодые дирижёрские силы, чтобы обновить кровь, с одой стороны, а с другой — чтобы вдохновение молодых людей находило воплощение. Но самое главное — мы должны естественным образом заботиться о том, кто придёт следом за нами, как им помочь вырастать. Поэтому много симфонических программ подготовлены нашими молодыми дирижёрами.

Марк де Мони добавил, что новая фигура в театре — приглашённый французский хоровой и оркестровый дирижёр Рафаэль Пишон, контратенор и создатель ансамбля старинной музыки «Пигмалион», который он моделировал по образу и подобию оркестра MusicAeterna. Первое его выступление на пермской сцене состоится 1 октября 2015 года вместе с хором MusicAeterna.

Когда слово взял Виталий Полонский, сдержанность, наконец, уступила место эмоциям и актуальные темы вмешались в разговор о будущем.

Виталий Полонский, главный хормейстер Пермского театра оперы и балета:

— Я очень рад, что в этом сезоне у хора будет много работы. Не будет ни одного момента, когда мы не учим что-то новое. Опера «Тристия» — это произведение, которое пишется сейчас. Часть музыки есть, каждый день я получаю новые ноты. С хором мы ещё не приступили к этой работе. В октябре мы должны будем записать музыку, а к этому времени, соответственно, успеть её разучить. На Дягилевском фестивале мы планируем представить гигантский проект — «Вечерня Пресвятой Девы» Клаудио Монтеверди, одно из самых знаменитых духовных произведений в истории мировой музыки 1610 года. Это громаднейшее произведение. Исполнять его будет международная команда.

Хотя мы и говорим о планировании, но с опаской стараемся озвучивать предстоящую работу. Вы сами знаете, что происходит в стране... Невозможно прогнозировать, что будет в следующем июне... Я даже не комментирую тенденции в культуре. Мне страшновато. После того, что случилось в «Манеже», что можно ожидать дальше? Почему господин Мединский не говорит об этом вслух? Извините, что перехожу к политинформации, но я хочу высказать своё мнение. Я считаю, что православные люди должны выразить своё отношение к тем, кто представляются таковыми и позволяют себе вандализм по отношению к произведениям искусства.

— Наше общество уже расколото очень сильно. Уже все стараются не комментировать происходящее в фейсбуке. Кто не может, тот продолжает комментировать...

Валерий Платонов:

— По моему ощущению, российский кризис сильно акцентируется тем чудовищным раздраем, который существует внутри общества. И это для меня, например, как человека эмоционального, — а мы все художники, мы все эмоционально воспринимаем мир, — гораздо большее напряжение создаёт, нежели сами события. Это самое тяжёлое, что приходится переживать сегодня.

На этой высокой ноте встреча с прессой завершилась, а подготовка нового театрального сезона продолжилась. Что ж, пусть «Лебединое озеро». Лишь бы перемены и экономические условия не обернулись для театра лебединой песней.

Мария Трокай | Zvzda.ru

поиск