23 апреля 2024
Сегодня
24 апреля 2024
25 апреля 2024
26 апреля 2024
27 апреля 2024
28 апреля 2024
30 апреля 2024
02 мая 2024
03 мая 2024
04 мая 2024
05 мая 2024
07 мая 2024
08 мая 2024
10 мая 2024
14 мая 2024
16 мая 2024
18 мая 2024
19 мая 2024
21 мая 2024
22 мая 2024
23 мая 2024
24 мая 2024
25 мая 2024
26 мая 2024
28 мая 2024
29 мая 2024
30 мая 2024
31 мая 2024
01 июня 2024
02 июня 2024
04 июня 2024
05 июня 2024
06 июня 2024
07 июня 2024
13 июня 2024
14 июня 2024
15 июня 2024
16 июня 2024
19 июня 2024
20 июня 2024
21 июня 2024
22 июня 2024
23 июня 2024
25 июня 2024
26 июня 2024
28 июня 2024
30 июня 2024
18 августа 2024
20 августа 2024
25 августа 2024
28 августа 2024
29 августа 2024
01 сентября 2024
04 сентября 2024
08 сентября 2024
10 сентября 2024
12 сентября 2024
14 сентября 2024
15 сентября 2024
18 сентября 2024
20 сентября 2024
22 сентября 2024
25 сентября 2024
27 сентября 2024
28 сентября 2024
29 сентября 2024
Пресса
  • Апрель
    23
  • Май
  • Июнь
  • Июль
  • Август
  • Сентябрь
20.10.2015
NewsKo: Симфоническая загадка и симфоническое откровение

Когда художественный руководитель Пермского театра оперы и балета Теодор Курентзис объявил о новом формате симфонических концертов — «концерт-энигма», ни у кого не было сомнений, что начинание будет удачным: в Перми меломаны давно уже идут не на программу, а на исполнителя — в данном случае ставка была сделана на оркестр MusicAeterna, дирижёра — самого Курентзиса и солистку Полину Осетинскую. То обстоятельство, что программу зрители получат только после окончания события, лишь добавило вечеру интриги, бодрило, но никак не могло отпугнуть.

Разумеется, к программе «концерта-энигмы» надо подходить изобретательно: она должна быть одновременно неожиданной, небанальной, но в то же время не разочаровывающей, не слишком «грузовой» для зрителя, который знать не знает, что за музыку будет слушать. Сразу скажем: Курентзис эту задачу выполнил и перевыполнил.

Незадолго до начала концерта зрители заключали пари, кто угадает больше названий, а потом искали подсказки: музыковед Анна Фефелова рассказывает о музыке начала XX века, на сцену выходит большой, по-настоящему симфонический оркестр — значит, музыка будет не старинная.

Пианистка выглядела, как всегда, роскошно. С новой короткой причёской, в новом дизайнерском корсетном платье (оно у неё, кажется, на каждый концерт — новое)… Полина Осетинская — из тех исполнителей, о внешнем облике которых никак не умолчишь, говоря о музыке.

Первые же фортепианные аккорды породили целый букет эмоций: наизусть, чуть ли не до боли знакомые — и в то же время абсолютно неожиданные звуки. Заключённые пари немедленно потеряли всякий смысл. Ну, всё что угодно были готовы услышать, но не Второй концерт для фортепиано с оркестром Сергея Рахманинова! Его же в Перми играет, как правило, Денис Мацуев, и публика выучила эту музыку именно в его исполнении — очень, слегка даже напоказ, эмоциональном, страстном — Мацуев так выкладывается, что в финале чуть не падает в изнеможении. Оркестр вынужден «гнаться» за исполнителем — играть громко, напористо, впечатляя публику не столько нюансами, сколько драйвом. Возможно, это поёт русская широкая душа?

Осетинская и Курентзис показали другого Рахманинова. При этом никак не сказать, что это «женский» подход против мацуевского «мужского». Скорее интеллектуальный против эмоционального. Такое впечатление, что каждый звук был обдуман и взвешен, каждому было определено его место. В то же время было много лирики: в отличие от привычного исполнения наиболее эмоционально звучали не громкие и быстрые, а тихие и медленные фрагменты. Оркестр Курентзиса в очередной раз порадовал своим знаменитым пианиссимо, играл безупречно, солистка соответствовала.

Это ещё раз продемонстрировало второе отделение «концерта-энигмы», где снова играли Рахманинова, на сей раз Вторую симфонию. Если в первом отделении оркестр был слегка в тени солистки, то во втором развернулся во всей красе, с великолепными инструментальными соло. Особенно радовали чистотой и трогательной проникновенностью духовые.

В начале третьей — медленной — части случился музыкальный фальстарт: дирижёру не понравилось вступление, он остановил оркестр и начал заново. Это чрезвычайно редкое событие вовсе не испортило впечатления от музыки, но резко вернуло зрителям ощущение реальности, ощущение настоящего, острое чувство, что ты не запись смотришь, которую можно проиграть ещё и ещё раз, а присутствуешь на событии, которое есть только здесь и сейчас, а больше — никогда.

Следующую «энигму» Теодор Курентзис загадает пермской публике 23 декабря. Солировать будет скрипачка Патриция Копачинская.

<...>

поиск