Время чтения: 4 мин

Симфоническая загадка и симфоническое откровение

Когда художественный руководитель Пермского театра оперы и балета Теодор Курентзис объявил о новом формате симфонических концертов — «концерт-энигма», ни у кого не было сомнений, что начинание будет удачным: в Перми меломаны давно уже идут не на программу, а на исполнителя — в данном случае ставка была сделана на оркестр MusicAeterna, дирижёра — самого Курентзиса и солистку Полину Осетинскую. То обстоятельство, что программу зрители получат только после окончания события, лишь добавило вечеру интриги, бодрило, но никак не могло отпугнуть.

Разумеется, к программе «концерта-энигмы» надо подходить изобретательно: она должна быть одновременно неожиданной, небанальной, но в то же время не разочаровывающей, не слишком «грузовой» для зрителя, который знать не знает, что за музыку будет слушать. Сразу скажем: Курентзис эту задачу выполнил и перевыполнил.

Незадолго до начала концерта зрители заключали пари, кто угадает больше названий, а потом искали подсказки: музыковед Анна Фефелова рассказывает о музыке начала XX века, на сцену выходит большой, по-настоящему симфонический оркестр — значит, музыка будет не старинная.

Пианистка выглядела, как всегда, роскошно. С новой короткой причёской, в новом дизайнерском корсетном платье (оно у неё, кажется, на каждый концерт — новое)… Полина Осетинская — из тех исполнителей, о внешнем облике которых никак не умолчишь, говоря о музыке.

Первые же фортепианные аккорды породили целый букет эмоций: наизусть, чуть ли не до боли знакомые — и в то же время абсолютно неожиданные звуки. Заключённые пари немедленно потеряли всякий смысл. Ну, всё что угодно были готовы услышать, но не Второй концерт для фортепиано с оркестром Сергея Рахманинова! Его же в Перми играет, как правило, Денис Мацуев, и публика выучила эту музыку именно в его исполнении — очень, слегка даже напоказ, эмоциональном, страстном — Мацуев так выкладывается, что в финале чуть не падает в изнеможении. Оркестр вынужден «гнаться» за исполнителем — играть громко, напористо, впечатляя публику не столько нюансами, сколько драйвом. Возможно, это поёт русская широкая душа?

Осетинская и Курентзис показали другого Рахманинова. При этом никак не сказать, что это «женский» подход против мацуевского «мужского». Скорее интеллектуальный против эмоционального. Такое впечатление, что каждый звук был обдуман и взвешен, каждому было определено его место. В то же время было много лирики: в отличие от привычного исполнения наиболее эмоционально звучали не громкие и быстрые, а тихие и медленные фрагменты. Оркестр Курентзиса в очередной раз порадовал своим знаменитым пианиссимо, играл безупречно, солистка соответствовала.

Это ещё раз продемонстрировало второе отделение «концерта-энигмы», где снова играли Рахманинова, на сей раз Вторую симфонию. Если в первом отделении оркестр был слегка в тени солистки, то во втором развернулся во всей красе, с великолепными инструментальными соло. Особенно радовали чистотой и трогательной проникновенностью духовые.

В начале третьей — медленной — части случился музыкальный фальстарт: дирижёру не понравилось вступление, он остановил оркестр и начал заново. Это чрезвычайно редкое событие вовсе не испортило впечатления от музыки, но резко вернуло зрителям ощущение реальности, ощущение настоящего, острое чувство, что ты не запись смотришь, которую можно проиграть ещё и ещё раз, а присутствуешь на событии, которое есть только здесь и сейчас, а больше — никогда.

Следующую «энигму» Теодор Курентзис загадает пермской публике 23 декабря. Солировать будет скрипачка Патриция Копачинская.

Главная Журнал Пресса Симфоническая загадка и симфоническое откровение