11 августа 2022
13 августа 2022
17 августа 2022
19 августа 2022
24 августа 2022
26 августа 2022
27 августа 2022
30 августа 2022
31 августа 2022
01 сентября 2022
02 сентября 2022
04 сентября 2022
06 сентября 2022
07 сентября 2022
08 сентября 2022
09 сентября 2022
10 сентября 2022
11 сентября 2022
13 сентября 2022
14 сентября 2022
15 сентября 2022
16 сентября 2022
17 сентября 2022
18 сентября 2022
20 сентября 2022
21 сентября 2022
22 сентября 2022
23 сентября 2022
24 сентября 2022
25 сентября 2022
27 сентября 2022
28 сентября 2022
29 сентября 2022
30 сентября 2022
01 октября 2022
02 октября 2022
05 октября 2022
06 октября 2022
08 октября 2022
09 октября 2022
12 октября 2022
13 октября 2022
21 октября 2022
22 октября 2022
23 октября 2022
26 октября 2022
28 октября 2022
30 октября 2022
Пресса
  • Август
    10
  • Сентябрь
  • Октябрь
14.10.2016
Ведомости: В Перми отпраздновали 90-летие пермского балета

Набитый битком зал миниатюрного театра середины XIX в. собрался отметить дату совершенно призрачную, и этого никто не скрывал с самого начала. День основания пермского балета был выбран примерно так же, как день основания Москвы, – по первому письменному упоминанию, т. е. программке спектакля «Жизель», который анонсировали в городской газете на 2 февраля 1926 г. Ни у кого нет уверенности, что тот спектакль состоялся. Но когда в 1941 г. в Пермь (тогдашний Молотов) эвакуировали Ленинградский театр оперы и балета им. Кирова, труппа в зачаточном состоянии там уже была.

Как ни парадоксально, именно войне и четырехлетнему пребыванию в городе ленинградцев местный балет обязан своим уровнем (с советских лет он занимает третье место в российской иерархии). И хотя уже почти не осталось свидетелей той поры, а за прошедшие десятилетия пермяки обзавелись собственными достижениями, обскакав прародителей, к примеру, в освоении хореографии Джерома Роббинса, оба юбилейных концерта были выстроены вокруг того события.

Оба раза программа открывалась документальным фильмом «Эвакуационный роман», снятым пять лет назад Борисом Караджевым, который дал слово ленинградцам, вспоминавшим работу в Перми. Этот фильм стал частью нескончаемого диалога, который все послевоенные десятилетия своего существования ведет пермский балет. Еще одно отделение концерта было отдано «Лебединому озеру». Причем не неприкосновенной второй «лебединой» картине, а необычному в формате гала «бальному» акту с сюитой характерных танцев и па-де-де. В новой пермской версии (премьера состоялась прошлой зимой) он объединяет хореографию Мариуса Петипа и Алексея Мирошниченко – сегодняшнего худрука балета Пермского театра и представителя петербургской традиции.

Та же связь прослеживалась и в дивертисменте. Его основу составило петербургское балетное наследие от Адана и Петипа до Ростислава Захарова, хореография Баланчина – петербургского воспитанника – и Мирошниченко, на наших глазах создающего в Перми оригинальный репертуар на основе своей школы.

Для пермской труппы, по старинке почти полностью сформированной из выпускников одной балетной школы, эта традиция до сих пор остается живой. И в танцах нынешних премьеров Инны Билаш и Никиты Четверикова (широко известных благодаря победе во всероссийском телепроекте «Большой балет»), и в выступлении начинающих Дарьи Тихоновой и Павла Савина петербургский педантизм, возведенная в культ чистота танца соединяются с открытыми актерскими эмоциями и фирменной пермской энергетичностью. Это заставляет отбивать руки и в «Лебедином озере», даже несмотря на то что к исполнителям характерных танцев хочется пригласить педагога-предметника из балетной школы, и в баланчинских «Рубинах», которым с уходом Наталии Домрачевой – де Фробервиль пока не хватает маневренности и умения попадать в позы и позиции одновременно со Стравинским. Зато в номерах Мирошниченко в исполнении пермских танцовщиков невозможно найти ни одного шва – им не приходится ни покоряться традиции, ни покорять ее, сверяясь с далекими великими стандартами. Здесь их покидает ощущение непрерывного экзамена – и именно в это мгновение они оказываются настолько безупречны, насколько того требует петербургская традиция.

Анна Галайда | Ведомости


поиск