01 апреля 2023
02 апреля 2023
04 апреля 2023
05 апреля 2023
07 апреля 2023
08 апреля 2023
09 апреля 2023
12 апреля 2023
14 апреля 2023
15 апреля 2023
16 апреля 2023
19 апреля 2023
20 апреля 2023
22 апреля 2023
23 апреля 2023
27 апреля 2023
29 апреля 2023
30 апреля 2023
03 мая 2023
05 мая 2023
06 мая 2023
07 мая 2023
11 мая 2023
13 мая 2023
14 мая 2023
17 мая 2023
18 мая 2023
20 мая 2023
21 мая 2023
24 мая 2023
25 мая 2023
27 мая 2023
29 мая 2023
31 мая 2023
Пресса
  • Март
    26
  • Апрель
  • Май
14.10.2016
Ведомости: В Перми отпраздновали 90-летие пермского балета

Набитый битком зал миниатюрного театра середины XIX в. собрался отметить дату совершенно призрачную, и этого никто не скрывал с самого начала. День основания пермского балета был выбран примерно так же, как день основания Москвы, – по первому письменному упоминанию, т. е. программке спектакля «Жизель», который анонсировали в городской газете на 2 февраля 1926 г. Ни у кого нет уверенности, что тот спектакль состоялся. Но когда в 1941 г. в Пермь (тогдашний Молотов) эвакуировали Ленинградский театр оперы и балета им. Кирова, труппа в зачаточном состоянии там уже была.

Как ни парадоксально, именно войне и четырехлетнему пребыванию в городе ленинградцев местный балет обязан своим уровнем (с советских лет он занимает третье место в российской иерархии). И хотя уже почти не осталось свидетелей той поры, а за прошедшие десятилетия пермяки обзавелись собственными достижениями, обскакав прародителей, к примеру, в освоении хореографии Джерома Роббинса, оба юбилейных концерта были выстроены вокруг того события.

Оба раза программа открывалась документальным фильмом «Эвакуационный роман», снятым пять лет назад Борисом Караджевым, который дал слово ленинградцам, вспоминавшим работу в Перми. Этот фильм стал частью нескончаемого диалога, который все послевоенные десятилетия своего существования ведет пермский балет. Еще одно отделение концерта было отдано «Лебединому озеру». Причем не неприкосновенной второй «лебединой» картине, а необычному в формате гала «бальному» акту с сюитой характерных танцев и па-де-де. В новой пермской версии (премьера состоялась прошлой зимой) он объединяет хореографию Мариуса Петипа и Алексея Мирошниченко – сегодняшнего худрука балета Пермского театра и представителя петербургской традиции.

Та же связь прослеживалась и в дивертисменте. Его основу составило петербургское балетное наследие от Адана и Петипа до Ростислава Захарова, хореография Баланчина – петербургского воспитанника – и Мирошниченко, на наших глазах создающего в Перми оригинальный репертуар на основе своей школы.

Для пермской труппы, по старинке почти полностью сформированной из выпускников одной балетной школы, эта традиция до сих пор остается живой. И в танцах нынешних премьеров Инны Билаш и Никиты Четверикова (широко известных благодаря победе во всероссийском телепроекте «Большой балет»), и в выступлении начинающих Дарьи Тихоновой и Павла Савина петербургский педантизм, возведенная в культ чистота танца соединяются с открытыми актерскими эмоциями и фирменной пермской энергетичностью. Это заставляет отбивать руки и в «Лебедином озере», даже несмотря на то что к исполнителям характерных танцев хочется пригласить педагога-предметника из балетной школы, и в баланчинских «Рубинах», которым с уходом Наталии Домрачевой – де Фробервиль пока не хватает маневренности и умения попадать в позы и позиции одновременно со Стравинским. Зато в номерах Мирошниченко в исполнении пермских танцовщиков невозможно найти ни одного шва – им не приходится ни покоряться традиции, ни покорять ее, сверяясь с далекими великими стандартами. Здесь их покидает ощущение непрерывного экзамена – и именно в это мгновение они оказываются настолько безупречны, насколько того требует петербургская традиция.

Анна Галайда | Ведомости


поиск