14 мая 2024
16 мая 2024
18 мая 2024
19 мая 2024
21 мая 2024
22 мая 2024
23 мая 2024
24 мая 2024
25 мая 2024
26 мая 2024
28 мая 2024
29 мая 2024
30 мая 2024
31 мая 2024
01 июня 2024
02 июня 2024
04 июня 2024
05 июня 2024
06 июня 2024
07 июня 2024
13 июня 2024
14 июня 2024
15 июня 2024
16 июня 2024
19 июня 2024
20 июня 2024
21 июня 2024
22 июня 2024
23 июня 2024
25 июня 2024
26 июня 2024
28 июня 2024
30 июня 2024
03 июля 2024
18 августа 2024
20 августа 2024
25 августа 2024
28 августа 2024
29 августа 2024
01 сентября 2024
04 сентября 2024
08 сентября 2024
10 сентября 2024
12 сентября 2024
14 сентября 2024
15 сентября 2024
18 сентября 2024
20 сентября 2024
22 сентября 2024
24 сентября 2024
25 сентября 2024
27 сентября 2024
28 сентября 2024
29 сентября 2024
Пресса
  • Май
    11
  • Июнь
  • Июль
  • Август
  • Сентябрь
04.10.2016
NewsKo: Всё началось с «Жизели»

История балета на пермской сцене началась 2 февраля 1926 года. Рекламное объявление в газете «Вечерняя звезда» гласило: «В Гортеатре ближайшие постановки: «Вторник, 2 февраля. Единственный вечер балета — «Жизель». «…» Под режиссёрством и с участием балетмейстера Б. В. Щербинина и примы-балерины Л. С. Соколовой».

К сожалению, неизвестно, как прошёл этот первый пермский балет: рецензий не сохранилось. Но выбор хорош: «Жизель» — это, можно сказать, балет балетов, эталонный спектакль танцевального романтизма, достойное начало. Как пишет автор «Нового компаньона» Светлана Федотова в очерке «Первая «Жизель» на пермской сцене», с тех пор началась активная балетная жизнь в Перми: в том же году приехал с гастролями балет музыкальной драмы под руководством Квятковского, вызвавший множество разноречивых откликов, и открылась балетная студия для подготовки артистов для Гортеатра.

В нынешнем, 2016 году 2 февраля на той же сцене снова шла «Жизель», а в начале следующего сезона, 24 и 25 сентября, Пермский театр большими торжественными вечерами отметил 90-летие пермского балета.

Задача у организаторов события была непростая. Показать нынешнее состояние балетной труппы — дело нехитрое, гала-концерт — вполне показательная демонстрация. А вот как говорить об истории? Выставка в фойе — это само собой, интересный и содержательный буклет — это уже привычный бонус к важным событиям в театре. Но ведь что-то должно и в зале происходить.
 

Решено было в качестве первого отделения вечера показать документальный фильм Бориса Караджева «Эвакуационный роман», в котором рассказывается об эвакуации в Пермь, точнее Молотов, театра им. Кирова из Ленинграда. Решение, прямо скажем, не бесспорное: фильм замечательный, но изрядная доля публики не была настроена на документальное кино, шли-то на балет. В перерыве раздавались недовольные реплики.

Второе отделение вечера занял второй акт из «Лебединого озера», который приняли гораздо теплее, и лишь в третьем отделении начался гала-концерт — короткий, зато отборный. Лучшие дуэты балетной труппы театра продемонстрировали всё, что могут: классические па-де-де, номера современной хореографии, неоклассику и характерный танец.

Открыли программу любимцы публики — победители телевизионного конкурса «Большой балет» Инна Билаш и Никита Четвериков с «Классическим pas de deux» Баланчина на музыку Чайковского, а позже они вернулись с «Умирающим лебедем» в авангардной постановке главного балетмейстера театра Алексея Мирошниченко. Исполнили они его даже лучше, чем в «Большом балете», сорвав настоящие овации, самые активные за вечер.

Хореография Баланчина ещё не раз появлялась в программе, как и хореография Мирошниченко. Ещё одна пара из «Большого балета» — Ксения Барбашёва и Александр Таранов — исполнили его «Ноктюрн» на музыку Леонида Десятникова, а позже молодые артисты Лариса Москаленко и Олег Куликов вышли с миниатюрой «Я тебя не люблю» на музыку Курта Вайля.

Лариса Москаленко — представительница особо удачного выпуска Пермского хореографического училища. В 2014 году Алексей Мирошниченко поставил для выпускного класса полнометражный балет «Голубая птица и принцесса Флорина», где Москаленко танцевала партию злой мачехи Мадельгарды, показав недетский артистизм и жгучий темперамент. Из этого же выпуска — новая надежда пермского балета Дарья Тихонова. В «Голубой птице» она танцевала Фею ночных грёз, а на юбилейном вечере вышла в паре с Павлом Савиным в знаковом для события номере — Pas de deux из второго акта «Жизели».

Это, можно сказать, символичное появление: Алексей Мирошниченко этим выбором как будто говорит: «Вот она, настоящая Жизель 90 лет спустя — Жизель нового века». И в самом деле, Дарья Тихонова — истинная Жизель, с «плисецкой» шеей, «лебедиными» руками и изысканными профессиональными ногами.

Поговаривают, что именно Тихонова и Савин будут представлять Пермь в следующем сезоне «Большого балета».

Завершился гала-концерт татарской пляской из «Бахчисарайского фонтана» с феноменально прыгучим Георгием Еналдиевым в сольной партии. Но это был ещё не финал вечера.

Истинным финало-апофеозо стало «выступление» знаменитого балетомана-цветочника, который на всех балетных премьерах усаживается в первый ряд с ведром гвоздик и во время поклонов засыпает ими сцену. На сей раз, видимо, по случаю юбилея, на сцену летели не отдельные цветы, а целые охапки букетов.

Всё-таки Пермь — очень балетный город.

Юлия Баталина | NewsKo

поиск