29 января 2023
Сегодня
31 января 2023
02 февраля 2023
03 февраля 2023
04 февраля 2023
05 февраля 2023
09 февраля 2023
10 февраля 2023
11 февраля 2023
12 февраля 2023
15 февраля 2023
16 февраля 2023
18 февраля 2023
19 февраля 2023
22 февраля 2023
25 февраля 2023
26 февраля 2023
01 марта 2023
02 марта 2023
05 марта 2023
07 марта 2023
08 марта 2023
10 марта 2023
11 марта 2023
14 марта 2023
15 марта 2023
17 марта 2023
18 марта 2023
19 марта 2023
21 марта 2023
Пресса
  • Январь
    29
  • Февраль
  • Март
10.09.2010
Коммерсант Quality: Танцы опыта, они же ? невинности

Балет «Дафнис и Хлоя» - самое масштабное произведение Мориса Равеля. Композитор называл его «хореографической симфонией» и так комментировал свой замысел: «В этом сочинении я задумал дать большую музыкальную фреску, в которой не столько стремился воссоздать подлинную античность, сколько запечатлеть Элладу моей мечты, близкую тому представлению о Древней Греции, которое воплощено в произведениях французских художников и писателей конца XVIII века».


Действительно, в музыке балета нет ничего похожего на стилизацию античности. Ясные мелодические линии, пряные гармонии, изысканная оркестровка, рационально выверенные формы - все чисто французское. Балет был написан по заказу Сергея Дягилева специально для парижской труппы Русского балета. Ставил его Михаил Фокин по собственному либретто, которое Равелю решительно не нравилось, в декорациях Льва Бакста, по мнению Равеля, не вполне гармонировавших с его музыкой. Премьера прошла 18 июня 1912 года в театре Шатле. Дафниса танцевал Вацлав Нижинский, Хлою - Тамара Карсавина. Несмотря на шумный успех балета, Равель остался при своем недовольстве постановщиками.

Представить, как бы отнесся Равель к тому, что произошло с балетом на сцене пермского театра в постановке Алексея Мирошниченко, сложно. Пасторальный сюжет древнегреческого первоисточника - романа Лонга - забыт. Действие перенесено из античности в начало XX века - из Греции в Марокко времен французско-испанского протектората. По либретто, написанному Алексеем Мирошниченко, Дафнис - французский легионер, Хлоя - балерина. Это уже не история наивных юноши и девушки, впервые ощутивших зов плоти, а история любви людей, сексуальность которых давно раскрыта. Страсть выходит на первый план. В числе активных персонажей - Эрот, сопровождающий героев наяву и во сне. Бриаксис - влюбленный в Хлою молодой, умный, добрый, благородный миллионер, который оказался в Марокко по делам бизнеса. Появляется и Ликэнион - женщина, влюбленная в Дафниса, при ней супруг - Даркон. Не потерять себя в этом любовном многоугольнике помогает не здравый смысл, а любовь. Хлоя отказывается от роскошной жизни, которую ей предлагает Бриаксис и отправляется вслед за французским легионом. Главные партии репетируют все солисты - кто будет танцевать премьеру, пока не ясно. Ясно только, что задействована в постановке вся труппа. Это массовый балет - в отдельных сценах участвуют до 50 человек. Все происходящее сопровождает хор. Он разместится на балконе третьего яруса напротив сцены. Вот это Равеля, скорее всего, порадовало бы. Ведь когда Сергей Дягилев в 1914 году ставил балет «Дафнис и Хлоя» в Лондоне, он исключил из музыки партии хора. Равель был этим крайне недоволен и даже написал открытое письмо в газету «Таймс».

Сценография Эрнста Гейдебрехта (Германия). Мастер не впервые сотрудничает с Пермским театром оперы и балета. Предыдущая его работа - опера «Один день из жизни Ивана Денисовича» в постановке Георгия Исаакяна. Художник по костюмам - Татьяна Ногинова, на счету которой 42 спектакля в российских и зарубежных театрах, в том числе десяток постановок в Мариинке, где она работает с 1991 года, а сегодня возглавляет костюмерный департамент.

Источник

поиск