Оригинальную оркестровую версию шедевра Йозефа Гайдна «Семь слов Спасителя на кресте» и историческую версию произведения Джованни Батиста Перголези «Стабат Матер» сегодня представил пермякам и гостям города Пермский театр оперы и балета.
Не случайно именно сегодня, в страстной четверг, оркестр «MusicAeterna» под управлением художественного руководителя Пермского оперного театра Теодора Курентзиса исполнил на концерте духовной музыки два этих музыкальных шедевра.
«Идет страстная седьмица, страстной четверг. Как известно в русской традиции в это время закрывались абсолютно все развлекательные светские заведения, в том числе и светские концерты классической музыки. Но с другой стороны, в это время начинались концерты духовной музыки, когда исполнялись такие произведения, которые лежат на пограничье между светской и духовной музыкой. Традиция исполнения духовной музыки — это очень мощная традиция, учитывающая потребность публики в страстную седьмицу послушать специально написанные духовные сочинения», — рассказал директор PR-департамента и креативный продюсер театра Илья Кухаренко.
Как сказал сам Теодор Курентзис, выбор произведений для сегодняшнего концерта во многом обусловлен его желанием возродить традицию духовных концертов именно во время Великого поста. Традиция многих театров устраивать ежегодные Пасхальные фестивали стала уже достаточно распространенной, в то время, как территория Великого поста остается нетронутой, а традиция исполнения духовной музыки именно в это время забылась.
В сегодняшнем духовном концерте приняли участие английская певица сопрано Дебора Йорк, одна из наиболее знаменитых исполнительниц, специализирующихся на музыке барокко и классицизма, и шведская певица Мария Форрстрем. Дуэтом они пели впервые, однако, по их словам, «получили очень интересный опыт».
Произведение Перголези «Стабат Матер» — одно из средневековых песнопений, которые исполняются во время католической мессы после Аллилуйи и перед чтением Евангелия. Это произведение композитор написал для камерного состава инструментов и двух голосов — сопрано и альта. Однако в 20 веке часть дуэтов были переложены для хора, чтобы придать сочинению больший масштаб. В Перми «Стабат Матер» была исполнена в оригинальной версии и исторически корректной манере.
Оратория «Семь последних слов Спасителя» — одно из «заказных» произведений Гайдна. Сочинить ораторию, посвященную последним словам Христа, австрийскому мастеру предложил испанский священник. Оратория исполнялась с оркестром и хором под аккомпанемент фортепиано, как струнный квартет и квинтет.