07 мая 2024
Сегодня
08 мая 2024
10 мая 2024
14 мая 2024
16 мая 2024
18 мая 2024
19 мая 2024
21 мая 2024
22 мая 2024
23 мая 2024
24 мая 2024
25 мая 2024
26 мая 2024
28 мая 2024
29 мая 2024
30 мая 2024
31 мая 2024
01 июня 2024
02 июня 2024
04 июня 2024
05 июня 2024
06 июня 2024
07 июня 2024
13 июня 2024
14 июня 2024
15 июня 2024
16 июня 2024
19 июня 2024
20 июня 2024
21 июня 2024
22 июня 2024
23 июня 2024
25 июня 2024
26 июня 2024
28 июня 2024
30 июня 2024
18 августа 2024
20 августа 2024
25 августа 2024
28 августа 2024
29 августа 2024
01 сентября 2024
04 сентября 2024
08 сентября 2024
10 сентября 2024
12 сентября 2024
14 сентября 2024
15 сентября 2024
18 сентября 2024
20 сентября 2024
22 сентября 2024
24 сентября 2024
25 сентября 2024
27 сентября 2024
28 сентября 2024
29 сентября 2024
Пресса
  • Май
    07
  • Июнь
  • Июль
  • Август
  • Сентябрь
27.10.2011
Новые Известия: Звук и стук. Теодор Курентзис представил музыку Рамо

Концерт Теодора Курентзиса и пермского оркестра MusicAeterna прошел в Зале имени Чайковского. Дирижер представил программу произведений Жана-Филиппа Рамо. Вечер показал, что визуальная кинетика для дирижера важна не меньше звуков.

Рамо жил во Франции в XVIII веке, его музыка принадлежит барокко, причем в театрально-придворном варианте. Он написал много опер, в которых согласно вкусам времени античные аллегории сочетались с пышными театральными чудесами и велеречивыми страстями, а музыка и пение перемешивались с обильными танцами. Любил он сочинять и юмористические пьески, в которых название все объясняет: «Кукушка», «Дикари», «Хромуша», «Перекличка птиц», «Молоточки»… В свою эпоху Рамо прослыл бурным новатором. Вот описание его музыки, оставленное современником: «обрывки мелодий, не связанные друг с другом мысли, грохот, полеты, триумфы, звон копий, ореолы, шепоты, победы и нескончаемые танцевальные мотивы, доводящие до изнеможения».

Достаточно послушать фрагмент, чтобы убедиться: и на самом деле основа партитур – обожаемые в то время чаконы, контрдансы и гавоты. Теодор Курентзис решил, что дерзкие гармонии требуют адекватного концертно-сценического контекста. Не в одних же жильных струнах скрыта историческая достоверность исполнения! И вообще, Рамо, трактованный в нужном русле, по мнению дирижера, может поднять тонус и снять стресс, а заодно вернет молодежь на классические концерты. Многие музыканты (струнные и духовые) играют стоя: так, по Курентзису, в звучании увеличивается чувство телесности. В процессе репетиций в Перми оркестрантам пригласили специалиста по танцам, обучавшего скрипачей и альтистов премудростям старинных движений. В результате звуки оркестра смешались со стуком каблуков: музыканты били ногами в пол. Что делал сам Курентзис, не поддается описанию. Все, кто бывал на концертах неистового Теодора, знают, что его манера управлять оркестром всегда экспрессивна. Но на Рамо маэстро превзошел самого себя. Фрагменты из опер и балетов «Зороастр», «Бореады», «Галантные Индии», «Храм славы» и «Празднества Гебы» звучали так, словно вы попали на бурную вечеринку. Из подсознания корреспондента «НИ» всплыли буйства легендарной рок-группы Who, во время которых разгорячившиеся рокеры ломали гитары и крушили ударные установки. Но это еще не все. Дирижер, приплясывая за пультом, устроил сольный балет. В конце концов он отдал оркестр в руки солистки, превосходного сопрано Барбары Ханниган: дама, (кстати, известный дирижер) махала руками, регулируя коллектив, а Курентзис, бегая между клавесином и лютней, азартно стучал в барабан. В зале восхищенно шептались: «Я и не знал, что Рамо такой веселый!»

При этом удивительно (и восхищения достойно), как переключались дирижер, оркестр и певица, если речь шла о лирических фрагментах. Особенно заворожило умение Курентзиса постепенно и нежно уменьшать громкость оркестра, когда звук как будто таял. Словно и не было импровизаций с каденциями и красочного сарказма в номере под названием «Курица», «боевой» увертюры к героической пасторали «Заис» или сцены грозы из «Платеи».

Мировая мода на аутентизм, разразившаяся в последние десятилетия, породила всплеск интереса к Рамо. Но для нас проект Курентзиса – большой прорыв. Мало того, что в Перми был создан оркестр, который во многом (но пока не на сто процентов) сформирован из отечественных мастеров барочного звучания. Главное, что впервые в России показана цельная программа из произведений Рамо, которую после столицы повезли и в Петербург.

Источник

поиск