19 апреля 2024
Сегодня
20 апреля 2024
21 апреля 2024
22 апреля 2024
23 апреля 2024
24 апреля 2024
25 апреля 2024
26 апреля 2024
27 апреля 2024
28 апреля 2024
30 апреля 2024
02 мая 2024
03 мая 2024
04 мая 2024
05 мая 2024
07 мая 2024
08 мая 2024
10 мая 2024
14 мая 2024
16 мая 2024
18 мая 2024
19 мая 2024
21 мая 2024
22 мая 2024
23 мая 2024
24 мая 2024
25 мая 2024
26 мая 2024
28 мая 2024
29 мая 2024
30 мая 2024
31 мая 2024
01 июня 2024
02 июня 2024
04 июня 2024
05 июня 2024
06 июня 2024
07 июня 2024
13 июня 2024
14 июня 2024
15 июня 2024
16 июня 2024
19 июня 2024
20 июня 2024
21 июня 2024
22 июня 2024
23 июня 2024
25 июня 2024
26 июня 2024
28 июня 2024
30 июня 2024
18 августа 2024
20 августа 2024
25 августа 2024
28 августа 2024
29 августа 2024
01 сентября 2024
04 сентября 2024
08 сентября 2024
10 сентября 2024
12 сентября 2024
14 сентября 2024
15 сентября 2024
18 сентября 2024
20 сентября 2024
22 сентября 2024
25 сентября 2024
27 сентября 2024
28 сентября 2024
29 сентября 2024
Пресса
  • Апрель
    19
  • Май
  • Июнь
  • Июль
  • Август
  • Сентябрь
06.12.2011
Новый Компаньон: Гимн отваге и безупречности

Хор, который Курентзис привёз в Пермь в качестве «приданого» из Новосибирска, назывался New Siberian Singers, однако его руководители вовремя осознали неуместность этого названия, и отныне хор называется, как и оркестр Курентзиса, MusicAeterna. При переезде его состав претерпел изменения, в Перми прошёл большой кастинг, в результате которого хор обновился, в нём есть и участники из Перми. Впервые этот обновлённый хор появился на публике в концерте Pameau-Gala, и появление было чрезвычайно эффектным. После того как он представил двухчасовую программу, стало понятно, что в Перми теперь есть ещё один хор, который может выступать с большими и разнообразными концертами.

Достаточно было одного взгляда на программу, чтобы сказать: да, это составлял Курентзис. Здесь и его любимая музыка барокко, и не менее любимая музыка ХХ века. Красивый аккомпанемент хоровой музыке создавали ансамбли солистов оркестра MusicAeterna. Произведения, которые были избраны для презентации, отличались исключительной сложностью как для хора в целом, так и для солистов.

Солистов можно было бы пригласить и со стороны, но Курентзис и главный хормейстер Виталий Полонский решили проявить безупречность и продемонстрировать все возможности хора и отдельных певцов. Это было рискованно, и об оправданности такого риска можно спорить.

Как и одноимённый оркестр, хор MusicAeterna — это не только музыкальность, но и море позитивной энергии, буквально плещущей со сцены, и неудивительно, что зал преисполняется эйфории, заставляющей простить некоторые шероховатости, неизбежные при столь строгом подходе к исполнению сложнейшей музыки. Публика бисирует, кричит «Браво!», звучат и более эксцентричные выкрики, например, «Эвхаристо!» — спасибо по-гречески.

Тональность первому отделению концерта задал трёхчастный мотет Баха Der Geist hilft unser Schwachheit auf, исполненный под аккомпанемент камерного оркестра и органа и прозвучавший как комплимент Органному залу и его акустике. За мотетом последовал псалом Miserere mei, Deus композитора XVII века Грегорио Аллегри, исполненный a capella. Прелестная, тонкая, грустная мелодия наилучшим образом показала, за что Теодор Курентзис так любит музыку барокко, а красивая солистка Надежда Кучер изумительно вывела все колоратуры, хотя и слегка терялась на верхних нотах — но совсем чуть-чуть, так что большинство зрителей не заметили этого.

В программе присутствовала и русская музыка — хор Павла Чеснокова «О, Пресладкий и Всещедрый Иисусе». Певцы так старательно артикулировали древнерусские слова, что можно было понять: они так же стараются чётко и понятно выговаривать любой текст — итальянский, французский, немецкий, латынь… В концерте присутствовали все они. Правда, для исполнения русской хоровой музыки хору недостаёт басов. Для европейской музыки — достаточно, но в русской должно быть больше сурового рокота. Зато фрагмент из Концерта для хора на слова Григора Нарекаци Альфреда Шнитке прозвучал поистине безупречно. Невероятные четвертьтоновые колоратуры хор вывел легко, будто «Во поле берёза». Весной Курентзис намерен представить хоровой Концерт Шнитке полностью, и это будет сенсационная премьера.

Во втором отделении вечера исполнялся десятичастный псалом Генделя Dixit Dominus для солистов, хора и струнного оркестра. Это грандиозное сочинение, в котором композитор взялся передать все оттенки и нюансы взаимоотношений человека с Богом, знало поистине великолепные исполнения. Именно для таких работ принято приглашать солистов из разряда самых голосистых (популярна, например, запись этого псалма, где в качестве солистов — Натали Дессей, Карин Десайс, Филипп Жарусски, Тоби Спенс и Лоран Наури), но, как уже было сказано, вечер в Органном зале был презентационным: MusicAeterna демонстрировала собственные голоса и возможности, неизбежно дав меломанам повод для критических пересудов и о басе, и о контртеноре, и о дуэте двух сопрано. В кулуарах патриотично настроенные зрители поговаривали: «А «Млада» звучит красивее»…

Это и верно, и нет. Муниципальный академический хор «Млада» — авторский проект, во многом экспериментальный; вся музыка для этого хора специально пишется или аранжируется с учётом «младовских» голосов. А MusicAeterna поёт то, что написано было года и века назад композиторами, которые и не подозревали, что когда-то их произведения будет исполнять такой-то хор с такими-то голосами. Красота пения «Млады» во многом объясняется расчётом на существующих солистов, а MusicAeterna отважно берётся за работу со сложнейшим музыкальным материалом, причём самым разнообразным.

Впрочем, в ближайшем будущем у меломанов будет возможность непосредственного сравнения двух выдающихся хоров: и MusicAeterna, и «Млада» готовят большие рождественские концерты.

Источник

поиск