18 апреля 2024
Сегодня
19 апреля 2024
20 апреля 2024
21 апреля 2024
22 апреля 2024
23 апреля 2024
24 апреля 2024
25 апреля 2024
26 апреля 2024
27 апреля 2024
28 апреля 2024
30 апреля 2024
02 мая 2024
03 мая 2024
04 мая 2024
05 мая 2024
07 мая 2024
08 мая 2024
10 мая 2024
14 мая 2024
16 мая 2024
18 мая 2024
19 мая 2024
21 мая 2024
22 мая 2024
23 мая 2024
24 мая 2024
25 мая 2024
26 мая 2024
28 мая 2024
29 мая 2024
30 мая 2024
31 мая 2024
01 июня 2024
02 июня 2024
04 июня 2024
05 июня 2024
06 июня 2024
07 июня 2024
13 июня 2024
14 июня 2024
15 июня 2024
16 июня 2024
19 июня 2024
20 июня 2024
21 июня 2024
22 июня 2024
23 июня 2024
25 июня 2024
26 июня 2024
28 июня 2024
30 июня 2024
18 августа 2024
20 августа 2024
25 августа 2024
28 августа 2024
29 августа 2024
01 сентября 2024
04 сентября 2024
08 сентября 2024
10 сентября 2024
12 сентября 2024
14 сентября 2024
15 сентября 2024
18 сентября 2024
20 сентября 2024
22 сентября 2024
25 сентября 2024
27 сентября 2024
28 сентября 2024
29 сентября 2024
Пресса
  • Апрель
    18
  • Май
  • Июнь
  • Июль
  • Август
  • Сентябрь
13.12.2011
Новый Компаньон: Марк де Мони: В 2015-м всё только начнётся

— Начнём с репертуара. Вы не боитесь, что ажиотаж, связанный с симфоническими концертами Теодора Курентзиса, сопровождается «симметричным» оттоком зрителей от оказавшихся в тени репертуарных спектаклей?

— Вот буквально сегодня (1 декабря — ред.) Анатолий Пичкалёв радостно поздравил нас с «Новым годом»: мы выполнили годовой план по зрителю. Я интересовался статистикой — никакого оттока от репертуарных спектаклей нет. Средний показатель заполняемости зала — не ниже 80%. Для спектаклей, идущих не первый сезон, это очень хороший показатель. Это статистика, она не врёт.

Конечно, концерты пользуются повышенной популярностью, но они поднимают популярность всего театра.

— А что скажете по поводу количества оперных премьер? И по поводу того, что тот, кто премьеру не увидел, теряет возможность посмотреть спектакль — чуть ли не на год?

— Теодор пришёл в этот театр в феврале этого года, я в марте. У нас были нереально сжатые сроки, чтобы подготовить насыщенный план премьер. В театрах Европы новый художественный руководитель является преемником старого. Если художественный руководитель театра — «король», то следующий становится как бы «дофином». Он в течение целого сезона находится в театре, у него есть свой кабинет и зарплата, но он только смотрит спектакли, знакомится с театром и готовит свой первый сезон. У нас такого периода не было. Сразу пришлось приступить к постановке Cosi fan Tutte (опера Моцарта «Так поступают все женщины» — ред.), переговоры с Баден-Баденом о копродукции не удались, и мы за считаные месяцы создали свой собственный спектакль. Режиссёр Матиас Ремус был незнакомый, нам его рекомендовал художник по костюмам и декорациям Стефан Дитрих, на которого я сделал основную ставку. Результат был до конца непредсказуем. Поэтому мы не рискнули вводить Cosi fan Tutte в постоянный репертуар. Замечательно, что получился такой цельный, удачный спектакль — именно то, с чего мы хотели начать наше общение с пермской публикой. Сейчас, когда мы видим зрительский интерес к этому спектаклю, мы его обязательно повторим весной.

Что же касается «Бахчисарайского фонтана», который мы тоже не сможем показать длительное время после премьеры, то это связано с занятостью балета: гастроли, выступление на «Золотой маске» и репетиции ещё двух премьер — балетов на музыку Стравинского «Петрушка» в постановке Николо Фонте и «Свадебка» — её ставит Иржи Килиан. Поэтому показать «Бахчисарайский фонтан» мы сможем только в мае, зато дважды: 13 мая и на Дягилевском фестивале 24 мая.

Да, мы настаиваем на долгосрочном планировании репертуара. В Перми этого до сих пор не было, и отсюда возникают трудности. Привыкать непросто. Но так живёт весь международный театральный мир, и это единственный способ заполучить иностранных солистов и постановщиков, у которых всё расписано на годы вперёд, а также заранее продать билеты, заинтересовать зрителя. Зрителю ведь тоже удобнее заранее планировать! Театральный сезон — это некая архитектура мышления художественного руководителя, это единое целое, в котором не должно быть случайностей.

В этой системе есть, конечно, минус — отсутствие гибкости: если билеты продаются на весь год, мы не можем оперативно менять репертуар и повторять то, что пошло хорошо. Наверное, нужна какая-то «золотая середина», и, возможно, мы её найдём. Должна быть гибкость заранее заложенная, так сказать, гибкость «нового уровня». Это высший пилотаж, и, я надеюсь, мы его достигнем.

— Почему в этом сезоне лишь одна оперная премьера, не считая детского спектакля «Маленький трубочист»?

— Премьера оперы «Носферату» молодого композитора Дмитрия Курляндского, которая должна была состояться весной 2012 года, отложена по независящим от нас обстоятельствам: мы рассматриваем её как копродукцию с Большим театром, в котором Теодор Курентзис периодически работает приглашённым дирижёром, совместно с Большим мы искали даты в этом сезоне, нашли, но репетиционный период получался очень коротким, и мы решили перенести премьеру на следующий сезон, чтобы выпустить оперу наилучшим образом.

Это очень важная вещь, новое слово в оперном искусстве — её премьера не должна быть скомканной. Она должна быть показана достойно. Конечно, жаль, что сроки премьеры отодвинулись, но перенос дал возможность лучше изучить сложный музыкальный материал. Процесс начался: весь ноябрь режиссёр Теодорос Терзопулос репетировал в Афинах с солистами Натальей Пшеничниковой, Софией Хилл и Тасосом Димасом. Наталья Пшеничникова — это известное на весь мир экстремальное сопрано, уникальная специалистка по современному вокалу. В целом должен получиться очень специфический, можно сказать, уникальный спектакль, особенно если учесть, что художником-постановщиком стал родоначальник «бедного искусства» Яннис Кунелис.

— Можно узнать график премьер?

— Фигаро» Моцарта в постановке Филиппа Химмельмана — на этот раз переговоры увенчались успехом, это будет копродукция с Баден-Баденом. «Носферату» выйдет, скорее всего, в начале 2013-го. Ещё в будущем сезоне хотим поставить оперу Бенджамина Бриттена — может быть, «Билли Бадда».

Осенью 2013 года планируем выпуск барочной оперы композитора Эмилио де Кавальери в копродукции с мадридским Teatro Real и берлинским Staatsoper. На Дягилевском фестивале 2013 года мечтаем показать оперу Оливье Мессиана «Франциск Ассизский». Но это не репертуарный спектакль — вещь фестивальная, очень дорогая, с декорациями Ильи Кабакова.

На 2014 год планируем постановку «Орлеанской девы» в другой редакции, которую сделал сам Чайковский. В этой версии она нигде в мире не ставилась. «Орлеанская дева» — «марочная» пермская опера, а будет ещё и полный эксклюзив. В 2014 году завершим трилогию Моцарта — да Понте постановкой «Дона Джованни». На уровне предварительных планов рассматриваем на тот же год «Тристана и Изольду» Вагнера.

Что касается балета, то осенью 2012 года Раду Поклитару поставит балет на музыку Владимира Николаева, которую Теодор заказал для предстоящего Дягилевского фестиваля. Произведение называется «Разлука» и будет представлено на фестивале в концертном исполнении в паре со «Свадебкой» Стравинского (Николаев пишет партитуру для того же состава инструментов, что в «Свадебке»). Также осенью мы поставим Second Detail Уильяма Форсайта, возможно, «Кармен» Матса Эка, а весной 2013 года — Romeo and Juliet Кеннета МакМиллана.

— Вы так много говорите о приглашённых звёздах, а что же с пермской труппой? Мы лишились певцов Екатерины Орловой, Татьяны Аникиной, Павла Брагина, Валентина Косенко, дирижёра Евгения Кириллова… Взамен у нас — приглашённые звёзды, которые не рассматривают Пермь как место своей жизни, а Пермский театр оперы и балета — как постоянную работу…

— С Павлом Брагиным была тесно связана опера «Один день Ивана Денисовича». Несмотря на его трагическую и преждевременную смерть, опера из репертуара не уйдёт. Главную роль готовится петь Виктор Компанеев. Мы очень серьёзно относимся к этому спектаклю, мы понимаем его важность для Перми. Другое дело, что зритель не слишком активно его посещает, к нашему сожалению.

Что касается остальных людей, вами перечисленных, у всех них есть причины, по которым они покинули труппу. Например, Евгений Кириллов возглавил театр во Владикавказе — от такого предложения он не мог отказаться. Екатерина Орлова уехала в Москву, насколько мне известно, за Георгием Исаакяном — и это тоже нормально. Исаакян привёл в театр имени Натальи Сац своих людей, а Теодор Курентзис привёл в Пермь своих. Придёт новый руководитель — он тоже приведёт своих артистов. То, что новые люди не являются постоянными артистами труппы, — такова тенденция современного театра. Сейчас всё больше театров вообще отказываются от постоянных трупп и формируют труппы на проекты, поэтому, если певец не путешествует, он выпадает из театральной реальности.

Симона Кермес будет участвовать во всех спектаклях трилогии Моцарта — да Понте, и она будет исправно приезжать в Пермь на эти спектакли. Так что в некотором смысле она — артистка пермской труппы, так же как и Вероника Джиоева, и Ирина Чурилова, и Максим Аниськин. Они все появляются в театре на свои спектакли.

Когда Теодор находится в Перми, он постоянно занимается вокалом с артистами труппы. Недавно пермские певцы выступили в программе «Романтика романса» на телеканале «Культура», на фестивале «Дягилевские сезоны» будет вокальная программа «Вокруг Дягилева», созданная по инициативе солистки Натальи Кирилловой. Исполнительский уровень пермских певцов растёт, и для Теодора это очень важно.

— Я уверена, вы в курсе ситуации с неравноправием двух театральных оркестров. «Большой» оркестр под управлением Валерия Платонова находится в гораздо менее благоприятных условиях, чем оркестр Курентзиса MusicAeterna…

— Это в самом деле очень сложная ситуация. Никому не позавидуешь. Но мы это понимаем и стремимся к тому, чтобы эти условия постепенно привести к другому соотношению. Внутри театра мы занимаемся поисками путей этого выравнивания: создаём перекрёстные программы, например. Оба оркестра эволюционируют, растут. Но это — работа не одного дня.

— Курентзис уедет из Перми через пять лет, когда его контракт закончится. И с чем мы останемся?

— Я не думаю, что Теодор уедет через пять лет. В 2015 году должен быть построен новый театр. Было бы странно покидать Пермь в тот момент, когда впервые получаешь в полное распоряжение отличный зал с безупречной акустикой, каким будет новый театр. Сейчас у нас «за бортом» остаётся очень много того, что мы хотели бы сделать, но условия пока не позволяют. А в новом театре мы все эти мечты реализуем!

К тому же планы по открытию консерватории в Перми весьма серьёзные, ведётся активная работа. Не исключено, что будет построен ещё и концертный зал. Пермь делает некоторую ставку на музыку, и было бы очень странно уехать из такого города. 

Сейчас я планирую гастроли оркестра MusicAeterna на февраль 2014 года — до тех пор все приличные площадки в Европе уже расписаны. Так что в 2015 году всё только начнётся, и я не вижу причин, чтобы Курентзис и наша команда покинули Пермь в это время.

Источник

поиск