Время чтения: 2 мин

Музыка на скрепках

Теодор Курентзис и Оркестр SWR во Фрайбурге.

Никак иначе и быть не могло. В среду в Концертном зале Фрайбурга выступает Симфонический оркестр Берлинского радио под управлением Марека Яновского. Дирижер предельно спокоен, сдержан, едва ли не равнодушен к происходящему. На следующий день на сцену выходит Оркестр Юго-Западного радио Германии со своим новым главным приглашенным дирижером Теодором Курентзисом. Он отдается музыке целиком, практически впадая в экстаз. Этот грек, работающий в России, в Перми (подробнее о нем в BZPorträот 22 декабря) — самый настоящий сорванец, похожий на долговязого капельмейстера Крейслера из романа Э.Т.А. Гофмана. Он буквально танцует партитуру перед своими музыкантами. И результат не заставляет себя ждать.

Выступление продемонстрировало безусловную готовность дирижера делать ставку на современную музыку. «Носферату Сюита» русского композитора Дмитрия Курляндского (род. 1976) — это своего рода прелюдия к опере, которая в скором времени будет поставлена в Перми в копродукции с московским Большим театром: это произведение как будто растягивает ритмические паузы и беззвучия. Струнные инструменты частично набиты скрепками и пластмассовыми полосами; духовые инструменты звучат так, как никогда прежде. Они издают резкие, пронзительные звуки, периодически вызывающие ассоциации с сигналами автомобиля, которые завершаются спокойным, нежным рокотом литавр — и между ними только тишина. Это музыка чуть ли не ниже порога слышимости — осторожное шипение, обнаженный духовой шум, глухие удары, отсутствие четкого драматического рисунка; это в своем роде крещендо Тишины, музыкальное искусство отрицания в духе Лахенмана, разве что без его многослойности и тайных смыслов.

Источник

Главная Журнал Пресса Музыка на скрепках