25 апреля 2024
Сегодня
26 апреля 2024
27 апреля 2024
28 апреля 2024
30 апреля 2024
02 мая 2024
03 мая 2024
04 мая 2024
05 мая 2024
07 мая 2024
08 мая 2024
10 мая 2024
14 мая 2024
16 мая 2024
18 мая 2024
19 мая 2024
21 мая 2024
22 мая 2024
23 мая 2024
24 мая 2024
25 мая 2024
26 мая 2024
28 мая 2024
29 мая 2024
30 мая 2024
31 мая 2024
01 июня 2024
02 июня 2024
04 июня 2024
05 июня 2024
06 июня 2024
07 июня 2024
13 июня 2024
14 июня 2024
15 июня 2024
16 июня 2024
19 июня 2024
20 июня 2024
21 июня 2024
22 июня 2024
23 июня 2024
25 июня 2024
26 июня 2024
28 июня 2024
30 июня 2024
18 августа 2024
20 августа 2024
25 августа 2024
28 августа 2024
29 августа 2024
01 сентября 2024
04 сентября 2024
08 сентября 2024
10 сентября 2024
12 сентября 2024
14 сентября 2024
15 сентября 2024
18 сентября 2024
20 сентября 2024
22 сентября 2024
25 сентября 2024
27 сентября 2024
28 сентября 2024
29 сентября 2024
Пресса
  • Апрель
    25
  • Май
  • Июнь
  • Июль
  • Август
  • Сентябрь
22.03.2013
Московский комсомолец: Шутовские пляски на «Золотой Маске»

Пермский академический театр оперы и балета представил на двухдневных гастролях в Москве свои новые спектакли. В российском балетном пространстве пермская труппа продолжает оставаться среди лидеров, что подтвердил и нынешний приезд на «Золотую маску».

В первой программе знаменитый балет Килиана на музыку Стравинского «Свадебка» сочетался с новой работой Раду Поклитару «Геревень». Другой спектакль двухдневных гастролей — тройчатка под названием «В сторону Дягилева». Первое отделение включало в себя две поздние работы Баланчина, исполненные пермскими артистами вполне прилично, что называется, не ниже «допустимой санитарной нормы». Впрочем, привязка к Дягилеву, действительно открывшему этого хореографа на заре его юности, довольно натянутая.

Балет «Шут», идущий во втором отделении, напротив, имеет к Дягилеву самое непосредственное отношение — импресарио осуществил премьеру в Париже в 1921 году, а заказал музыку Прокофьеву и того раньше. Время это для Дягилева было очень непростым — он только что расстался со своим любовником и хореографом Леонидом Мясиным. Никого другого, кто мог бы осуществить хореографию этого спектакля, на примете в тот момент не было, поэтому танцы придумывал (случай в истории хореографии уникальный) художник, создававший для балета декорации и костюмы, — Михаил Ларионов. 

В помощь ему Дягилев отрядил и танцовщика труппы Тадеуша Славинского. Объемные экстравагантные костюмы были довольно тяжелыми, поэтому спектакль напоминал больше современную инсталляцию — балетные артисты просто перемещались по сцене, меняя позы и ансамбли. Спектакль вошел в анналы истории, конечно, не своей хореографией, которой, по сути, и не было, а как раз бьющими в глаза яркостью и сочностью красок костюмами и декорациями. Их основоположник таких концепций в живописи, как лучизм, инициатор нашумевших в то время выставок «Бубновый валет» и «Ослиный хвост», сделал в авангардно-лубочном стиле. Алексею Мирошниченко (выдвинут на «Маску» как лучший хореограф) удалось невероятное — в ветхие мехи влить молодое вино новой хореографии. Костюмы, также сделанные по мотивам ларионовских, художник Татьяна Ногинова придумала, конечно, другие. В них можно свободно танцевать, поэтому хореограф смог дать волю своей фантазии.

Получился отличный спектакль с пронизанной юмором хореографией, веселый, яркий, запоминающийся. Совершенно очаровательно в роли молодого Шута смотрелся знакомый нам по телевизионному проекту «Большой балет» Александр Таранов (он и исполнительница партии Шутихи Ляйсан Гизатуллина выдвинуты на «Маску» в исполнительских номинациях). Он не просто танцевал довольно сложный хореографический текст, но жил в своей роли естественно, с чувством свободы.

Смотреть насыщенное танцами действо про то, как «молодой шут надул семь старых и глупого купца» (эта надпись красовалась на расписном ларионовском занавесе), по мотивам где-то раздобытых Дягилевым сказок Пермской губернии, увлекательно и интересно. Ровно так же увлекательно, как слушать музыку не слишком известного балета Прокофьева в блистательном исполнении оркестра под управлением маэстро Теодора Курентзиса (худрука театра), также выдвинутого на «Маску». 

Павел Ященков | Московский Комсомолец

поиск