26 апреля 2024
Сегодня
27 апреля 2024
28 апреля 2024
30 апреля 2024
02 мая 2024
03 мая 2024
04 мая 2024
05 мая 2024
07 мая 2024
08 мая 2024
10 мая 2024
14 мая 2024
16 мая 2024
18 мая 2024
19 мая 2024
21 мая 2024
22 мая 2024
23 мая 2024
24 мая 2024
25 мая 2024
26 мая 2024
28 мая 2024
29 мая 2024
30 мая 2024
31 мая 2024
01 июня 2024
02 июня 2024
04 июня 2024
05 июня 2024
06 июня 2024
07 июня 2024
13 июня 2024
14 июня 2024
15 июня 2024
16 июня 2024
19 июня 2024
20 июня 2024
21 июня 2024
22 июня 2024
23 июня 2024
25 июня 2024
26 июня 2024
28 июня 2024
30 июня 2024
18 августа 2024
20 августа 2024
25 августа 2024
28 августа 2024
29 августа 2024
01 сентября 2024
04 сентября 2024
08 сентября 2024
10 сентября 2024
12 сентября 2024
14 сентября 2024
15 сентября 2024
18 сентября 2024
20 сентября 2024
22 сентября 2024
25 сентября 2024
27 сентября 2024
28 сентября 2024
29 сентября 2024
Пресса
  • Апрель
    26
  • Май
  • Июнь
  • Июль
  • Август
  • Сентябрь
20.02.2013
Русская жизнь: Моцарт как русская национальная идея

Считается, что толерантность — это какая-то новая в Европе идея, которая Европу и развалила. А вот когда Европа была сильна, могуча и била турок, никакой толерантности там не было. Как же не было-то? Вот только что на «Золотой Маске» Пермский театр показывал оперу Моцарта Cosi fan tutte, «Так поступают все». Два итальянских дворянина, чтобы проверить верность своих spose, наряжаются двумя богатыми албанцами, и на второй день суженые уступают любви ряженых.

Во времена Моцарта граница цивилизаций проходила по Адриатике, как сейчас по Гибралтару, так что албанцы — османские подданные с того берега — не просто другие мужчины, но еще и представители совсем другого мира, совсем другой культуры. Налицо измена не только европейским мужчинам, но и европейской цивилизации. Но в финале модератор дискуссии Дон Альфонсо заявляет: а чего вы хотели, все так делают. Вы же их любите, вот и примите их такими, какие они есть. Только что изменивших вам с турками. И принимают. Налицо двойная толерантность — в сфере сексуальной морали и мультикультурности.

Теодор Курентзис поставил с пермским театром идеальную оперу — она идеально спета и сыграна оркестром в яме и актерами на сцене. Лучше Моцарта не сыграл бы и он сам.

Одну из невест поет звезда немецкой оперы Симона Кермес. Все знают, что классическая певица — это такая, которая в длинном струящемся платье, встанет, стоит и смотрит неземно. Иногда руки к груди приложит, но тогда глаза еще больше закатывает. А это уже давно не так, это нас обманывают детские воспоминания. Именитые-то классические певицы теперь уже наши ровесницы, им 30-40. А некоторым, страшно сказать, целых 25. И ведут они себя соответственно. Им, примерно как нам, смешно подносить сложенные к груди руки и закатывать глаза. И Симоне Кермес смешно. У нее вообще любимая музыка для домашнего расслабона — группа Rammstein. Поэтому, когда она поет свою Фьордилиджи, Симона рук не складывает, а наоборот, то локотки к бокам прижмет и боками в такт туда-сюда двигает, то коленки слегка согнет и двигает уже бедрами. Головкой мотает, с ноги на ногу ритмично переступает. А то каблучком в такт в пол стучит и поворачивается туда-сюда. И личико на сторону выразительно скривит. Если звук отключить, можно подумать — поет Земфиру. Правильно отец Всеволод Чаплин говорил: Моцарт — Бритни Спирс своего времени. И Rammstein своего времени тоже. От тональности зависит.

И вот Симона Кермес летает на Урал к совершенно замечательному греческому дирижеру Курентзису, который перекочевал сюда из Новосибирска и половину года проводит теперь в Перми, а оставшееся время — между Германией и Англией. На Урал едет ставить Моцарта немецкий режиссер Маттиас Ремус с немецким же художником по свету, а служанку поет Анна Касьян, армянка, родившаяся в Тбилиси, но постоянно проживающая в Париже, так как оттуда удобнее ездить петь в лучших французских театрах, куда ее то и дело зовут. И все это с солистами, хором и оркестром собственно Пермского оперного театра, который тут звучит лучше всяких зальцбургских и венских — недавно слушал, могу сравнить.

И когда смотришь на такого вот идеального Моцарта с Урала с участием своих и чужих со всей Европы — думаешь: ну, какая же мы не Европа. Прекрасная же Европа мы и есть. И как мы можем все замечательно сделать — не хуже, чем везде. Лучше. И какой бы мы были прекрасной европейской страной, если бы и во всем остальном просто поступали так же: просто, не задумываясь тяжеловесно об особом пути и не отвлекаясь на ерунду, не глядя, кто откуда и чей, ставили бы Моцарта — в бизнесе, в государственном управлении, в религии, в труде, отдыхе и личной жизни. Всё делали бы так, как сделали в этом уральском Моцарте. И все бы точно так же прекрасно получилось. Это ведь легко совсем, просто надо делать так, как поступают все.

Русская жизнь

поиск