23 апреля 2024
Сегодня
24 апреля 2024
25 апреля 2024
26 апреля 2024
27 апреля 2024
28 апреля 2024
30 апреля 2024
02 мая 2024
03 мая 2024
04 мая 2024
05 мая 2024
07 мая 2024
08 мая 2024
10 мая 2024
14 мая 2024
16 мая 2024
18 мая 2024
19 мая 2024
21 мая 2024
22 мая 2024
23 мая 2024
24 мая 2024
25 мая 2024
26 мая 2024
28 мая 2024
29 мая 2024
30 мая 2024
31 мая 2024
01 июня 2024
02 июня 2024
04 июня 2024
05 июня 2024
06 июня 2024
07 июня 2024
13 июня 2024
14 июня 2024
15 июня 2024
16 июня 2024
19 июня 2024
20 июня 2024
21 июня 2024
22 июня 2024
23 июня 2024
25 июня 2024
26 июня 2024
28 июня 2024
30 июня 2024
18 августа 2024
20 августа 2024
25 августа 2024
28 августа 2024
29 августа 2024
01 сентября 2024
04 сентября 2024
08 сентября 2024
10 сентября 2024
12 сентября 2024
14 сентября 2024
15 сентября 2024
18 сентября 2024
20 сентября 2024
22 сентября 2024
25 сентября 2024
27 сентября 2024
28 сентября 2024
29 сентября 2024
Пресса
  • Апрель
    23
  • Май
  • Июнь
  • Июль
  • Август
  • Сентябрь
07.06.2013
Коммерсант: "Весна" не приходит одна
В Перми завершился Дягилевский фестиваль, проведенный под управлением художественного руководителя Пермского академического театра оперы и балета Теодора Курентзиса. Итоги форума подводит ДМИТРИЙ РЕНАНСКИЙ.

 

Чтобы понять место и значение сегодняшнего Дягилевского фестиваля на культурной карте страны, достаточно было хотя бы один вечер провести в лобби крупнейшего пермского отеля, приютившего гостей Теодора Курентзиса. Вот вернувшиеся с репетиции композиторы Владимир Мартынов и Павел Карманов, на пару работавшие над созданием новой редакции "Князя Игоря" Александра Бородина, обсуждают детали грядущей премьеры Юрия Любимова в Большом театре. Вот, поужинав в легендарной "Пельменной N2", понуро возвращается в свой номер новоиспеченный обладатель "Золотого льва" Венецианской театральной биеннале Ромео Кастеллуччи — до Перми не доехали две фуры с декорациями его "Ресторана "Времена года"", и гастроли хедлайнера прошлогоднего Авиньонского фестиваля оказались под угрозой срыва (показ этого спектакля, пускай и в сильно урезанном виде, стал в итоге одним из центральных свершений пермского форума). Вот прилетевшая из Парижа известная русская флейтистка, накануне исполнявшая под управлением Валерия Гергиева "Весну священную" Игоря Стравинского, а теперь репетирующая ту же партитуру под руководством маэстро Курентзиса, жалуется коллегам: закончившаяся только что репетиция показала, что о хрестоматийно вроде бы известной музыке участники фестивального оркестра на самом деле не знают ровным счетом ничего.

Формально нынешний форум третий по счету для нового менеджмента Пермского театра оперы и балета, но фактически второй, афиша которого полностью сформирована Теодором Курентзисом. Заданную в прошлом году амбициозную планку — европейский размах и западное качество программирования, помноженные на настойчивое желание сделать Пермскую оперу "местом силы", а саму Пермь превратить в зону притяжения музыкантов не только со всей России, но и со всего мира — Дягилевскому фестивалю-2013 удалось не без успеха удержать, а проклевывающиеся традиции — сохранить и приумножить. Акцент по-прежнему делается на новой и новейшей музыке в исполнении авторитетных отечественных (Московский ансамбль современной музыки) и зарубежных (франкфуртский Ensemble Modern) экспертов, фестивальная афиша, как и год назад, выглядит развернутой иллюстрацией к книге Джона Сибрука "Nobrow": акустический концерт группы "Аукцыон" преспокойно уживается в ней со священнодействием старцев из The Hilliard Ensemble, а поданный к открытию фестиваля пышный кремовый торт "Ромео и Джульетта" Кеннета Макмиллана (см. "Ъ" от 29 мая) — с "The Second Detail" Уильяма Форсайта и видеоверсией "Серсо" Анатолия Васильева.

Памятуя о привычном перфекционизме Теодора Курентзиса, при желании, однако, можно было бы и поворчать. Так, впервые показывая в Перми того же Ромео Кастеллуччи, не грех было бы двигаться по нелегкой культуртрегерской стезе более последовательно, подготовив почву для российской премьеры "Ресторана "Времена года"" публичными лекциями и дискуссиями. Так, прежде чем производить в гуру современного искусства Антона Батагова, стоило бы крепко задуматься: а выдержит ли его музыка груз столь пассионарного жеста, не пойдет ли вместе со столь ответственной номинацией ко дну? Придираться к работе подопечных господина Курентзиса, впрочем, совершенно не хочется, поскольку в сегодняшнем контексте российской академической музыкальной сцены с ее нескончаемой ярмаркой тщеславия, ее бездумьем и бесстильем пермский форум — явление едва ли не безупречное. Кульминация Дягилевского фестиваля-2013 пришлась на последнюю его треть, когда произошли главные события форума: Алексей Любимов сыграл первую тетрадь шубертовских экспромтов, Алексей Гориболь и Эндрю Гудвин почтили память Бенджамина Бриттена, Теодор Курентзис продирижировал "Весной священной".

Интерпретация Курентзисом одного из ключевых музыкальных текстов прошлого века производит сегодня такое же ошеломительное впечатление, какое в конце 80-х производили бетховенские записи Роджера Норрингтона, а в конце нулевых — брамсовский цикл Джона Элиота Гардинера. Столетие "Весны священной" на Дягилевском фестивале отметили единственно подобающим образом: сыграв партитуру словно бы в первый раз, разобрав ее сложнейший механизм до последней детали — и пересочинив заново, позабыв о темповых традициях и интонационных штампах, распутав фактурные колтуны, натянув потуже хитроумную музыкальную структуру, любовно проартикулировав и вытанцевав все то, что пробалтывалось десятилетиями. Дягилевский завет "Удиви меня!" Теодор Курентзис исполнил на все сто: сообщив шедевру музыкального дионисийства почти что классицистскую аполлоническую ясность, он лишь многократно усилил культурологический резонанс "Весны", с памятного представления 1913 года в Театре Елисейских Полей не утратившей, как доказал заключительный концерт фестиваля, ни грана формального радикализма.

Дмитрий Ренанский | Коммерсант

поиск