Формально нынешний Дягилевский фестиваль — второй по счету для нового менеджмента Пермского театра оперы и балета, но фактически — первый, программа которого полностью сформирована Теодором Курентзисом. Организацией прошлого форума по большей части занимался его предшественник Георгий Исаакян, свежеиспеченному худруку пришлось включиться в работу буквально за несколько месяцев до проведения фестиваля: год назад Курентзис на ходу обновил афишу, продирижировал несколькими концертами — и велел обязательно приезжать в столицу Урала следующей весной, посулив европейский размах и западное качество программы.
Маэстро не обманул: сроки проведения Дягилевского фестиваля — 2012 рискованно совпадают со стартом почтенных мариинских «Звезд белых ночей», но можно предположить, что в этом году традиционный маршрут массовой сезонной миграции российских фанатов в кои-то веки изменится. Глядя на с нездешним вкусом сверстанную афишу форума, понимаешь, что сегодня у поклонников культурного туризма есть множество оснований перебронировать свои авиабилеты и по крайней мере на 10 дней предпочесть церемонному Петербургу стремительно обновляющуюся Пермь.
Нужно полагать, что смертельно боявшийся юбилеев и всяческих круглых дат великий русский антрепренер, со дня рождения которого в этом году исполняется 140 лет, и сам остался бы вполне доволен пермским предприятием своего имени. Ежегодно в России состоится множество событий, в большей или меньшей степени имеющих отношение к культуре и так или иначе связанных с фигурой Сергея Дягилева, но только нынешняя пермская ассамблея подходит к осмыслению наследия отца «Русских сезонов» столь последовательно и системно. Все потому, что, в отличие от многих наших культуртрегеров, Теодор Курентзис прекрасно понимает: сваленные в кучу продукты музыкальной деятельности становятся фестивалем лишь тогда, когда начинают резонировать не ноты, а смыслы. Дягилевский фестиваль — 2012 отнюдь не случайно посвящен исследованию модернистского феномена во всей его исторической перспективе: от балетов Игоря Стравинского до балетов Джорджа Баланчина, от «Двадцати взглядов на младенца Иисуса» Оливье Мессиана до «4’33»» Джона Кейджа, от драматургии Сэмюэла Беккета до театра Хайнера Мюллера. Как ни крути, а у колыбели русского модернизма стоял именно Дягилев, и никто до сих пор не сделал больше него, чтобы отечественное искусство проросло в мировой культуре.
Модернистский вектор будет задан первым же фестивальным вечером: на открытии покажут «Петрушку» Игоря Стравинского с новой хореографией американца Николо Фонте и Теодором Курентзисом за дирижерским пультом. Под занавес он же вместе с оркестром MusicAeterna (по последней европейской моде укомплектованным приглашенными звездными солистами) сыграет другой хит «Русских сезонов», «Жар-птицу», а посередине программы найдет время и силы для «Свадебки». Премьера балета Иржи Килиана намечена в Перми на конец июня, пока же эмблематическую партитуру молодого Стравинского исполнят в концертном формате, но зато с приятным бонусом — сочинением москвича Владимира Николаева «Геревень», написанным специально по заказу Курентзиса для того же бескомпромиссного состава, что и «Свадебка» (четыре рояля, ударные и вокалисты).
Сегодняшней русской музыке в афише этого года вообще отведено особое место — в рамках фестиваля пройдут мировые премьеры новых произведений Федора Софронова («Тайный восход») и Бориса Филановского («Примадонны»).
Музыкальный блок программы (в хедлайнерах — франкфуртский Ensemble Modern с «Chaplin operas» британца Бенедикта Мейсона, Георг Нигль и Александр Мельников с лидерабендом плюс Антон Батагов, Алексей Любимов и Иван Соколов с фортепианной эстафетой) соперничает с театральным, содержащим ретроспективу спектаклей греческого режиссера Теодороса Терзопулоса и первое отечественное исполнение оперы «Medea Material» одного из ключевых композиторов современной Франции Паскаля Дюсапена в визионерской постановке Филиппа Григорьяна.
Особенно импозантно на фестивале представлена труппа пермского балета, закрывающая сезон парадом премьер: кроме реконструированного «Бахчисарайского фонтана» Ростислава Захарова в афишу включен вечер одноактных балетов с подобающим случаю названием «В сторону Дягилева» — два одноактных раритета Джорджа Баланчина («Kammermusik N2» и «Monumentum pro Gesualdo») и прокофьевский «Шут» с хореографией Алексея Мирошниченко, вписанной в придирчиво восстановленную декорацию Михаила Ларионова.