26 ноября 2022
Сегодня
27 ноября 2022
30 ноября 2022
01 декабря 2022
03 декабря 2022
04 декабря 2022
07 декабря 2022
09 декабря 2022
10 декабря 2022
11 декабря 2022
12 декабря 2022
13 декабря 2022
14 декабря 2022
16 декабря 2022
17 декабря 2022
18 декабря 2022
21 декабря 2022
22 декабря 2022
25 декабря 2022
27 декабря 2022
28 декабря 2022
29 декабря 2022
30 декабря 2022
31 декабря 2022
01 января 2023
02 января 2023
03 января 2023
04 января 2023
05 января 2023
06 января 2023
07 января 2023
08 января 2023
11 января 2023
12 января 2023
13 января 2023
14 января 2023
15 января 2023
18 января 2023
19 января 2023
21 января 2023
22 января 2023
28 января 2023
29 января 2023
31 января 2023
Пресса
  • Ноябрь
    26
  • Декабрь
  • Январь
20.11.2013
Новые известия: Пермское барокко

Российский театр представил в Европе новую постановку барочной оперы «Королева индейцев».

На сцене Королевского театра Испании состоялась европейская премьера семи-оперы английского композитора Генри Перселла «Королева индейцев» в оригинальной версии американского театрального режиссера Питера Селларса и дирижера Теодора Курентзиса. Новый спектакль, в котором смешались старинная барочная музыка Перселла и современные хореография и сценография – совместный проект Пермского театра оперы и балета, Королевского театра (Мадрид) и Английской национальной оперы (Лондон). Премьерные показы «Королевы индейцев» прошли в Перми в конце сентября, собрав большой урожай положительных отзывов музыкальных критиков. Теперь необычный спектакль имеют возможность увидеть и услышать в Испании и в Великобритании.

Генри Перселла, жившего и творившего в XVII веке, от событий, легших в основу его оперы, отделяли какие-то сто с небольшим лет. Нас от оживающего на сцене исторического контекста отделяют почти пятьсот лет. 1521 год – год прихода в Центральную Америку испанских конкистадоров, жестоко и беспощадно обращавших в христианство индейцев майя. Без современных режиссерских приемов здесь не обошлось: испанцы-завоеватели бегают по сцене исключительно с автоматами наперевес и все как один одеты в военный камуфляж. Главные герои – дочь индейского вождя Текулихуацин и конкистадор Педро де Альварадо, за которого по решению отца выдают замуж юную принцессу. Отдают не просто так, а с целью узнать завоевателей поближе, что называется, «влезть им в душу», понять, кто они – боги или люди. Как часто бывает в таких историях, чувства побеждают разум, и донья Луиса (так нарекли красавицу после принятия католичества и после свадьбы) теряет голову и влюбляется в своего жестокого супруга, любит его искренне и всей душой и уже совсем не горит желанием рассказывать о нем своим соплеменникам. Она любит его, несмотря на то, что дон Педро продолжает проливать кровь ее народа. Рождение дочери Леонор ничуть не смягчает крутой нрав супруга. В результате – мучения и разочарования трепетной девушки, ее душевные страдания и муки, особенно после того, как муж уезжает от своей «королевы индейцев» в далекую Испанию, чтобы там найти себе ровню и жениться на «женщине своей расы»… Постановщик оперы предлагает взглянуть по-новому на конкисту и кровавые события завоевания Америки пятисотлетней давности – глазами женщин, которые всегда и при любом раскладе страдали и оставались в одиночестве, – печальными, скорбящими и опустошенными, как и земли индейцев, на которые пришли завоеватели из Европы.

Генри Перселл не успел закончить «Королеву индейцев», ставшую его последней оперой. Дописывал ее брат композитора Дэниел, но даже в своем окончательном варианте она длится час с небольшим. У Селларса и Курентзиса получилось масштабное действо на четыре часа, и фактически это – совершенно новое произведение, где использована музыка оперы на либретто Джона Драйдена, а также хоры и гимны Перселла. Кроме того, там звучат длинные цитаты из романа современной никарагуанской писательницы Розарио Агилар «Затерянные хроники Terra Firma» (1980).

Хореографические зарисовки в постановке молодого американского хореографа Кристофера Уильямса, для которого постановка «Королевы индейцев» – первая большая работа, очень органично передают переживания, тайные мысли и чаяния героев. Автор сценографии, удивительно ярких костюмов и декораций – американский художник, мастер перформансов Гронк, работы которого сегодня представлены в экспозициях музеев современного искусства в разных странах. Питер Селларс уже не первый раз сотрудничает с Гронком. Режиссер признался журналистам, что жил с мечтой поставить «Королеву индейцев» больше двадцати лет, и вот наконец премьера состоялась в соавторстве с Курентзисом. Режиссер и дирижер уже работали вместе, когда в январе прошлого года поставили здесь, в Мадриде, оперный диптих – оперы «Иоланта» Чайковского и «Персефона» Стравинского. Для нынешней масштабной постановки Курентзис привез с собой в Мадрид в полном составе оркестр и хор MusicAeterna Пермского театра.

«Королева индейцев» – в чистом виде интернациональный, мультикультуральный проект. Главные партии исполняют американцы – сопрано Джулия Баллок (Донья Луиса) и тенор Hoa Стюарт (Дон Педро де Альварадо), супругу генерал-капитана конкистадоров Донью Изабель удивительно тонко воплотила солистка Пермского театра белоруска Надежда Кучер. Среди других исполнителей – молодые и очень талантливые певцы из Южной Кореи, Франции (два контратенора Винс И и Кростоф Дюмо), Германии (тенор Маркус Бручер), ЮАР (баритон Лютандо Кейв), Пуэрто-Рико (актриса Мариткселль Карреро, читающая отрывки из романа Розарио Агилар), Японии и США (танцовщики Бурр Джонсон, Такеми Китамура, Кейтлин Скрэнтон и Пол Сингх).

В России, в отличие от Европы, барочные оперы ставят нечасто, поэтому тот факт, что новейшую постановку редкой оперы Перселла привезли в Европу именно из России, уже сам по себе удивителен. Но Теодор Курентзис решил не ограничиваться одним лишь произведением Перселла. 18 ноября на сцене Театра Реал он представил собственную интерпретацию еще одной оперы Перселла – «Дидону и Энея» в концертной версии.

Наталья Тимашова | Газета «Новые известия»

поиск