26 января 2021
Сегодня
05 февраля 2021
06 февраля 2021
07 февраля 2021
10 февраля 2021
12 февраля 2021
13 февраля 2021
14 февраля 2021
16 февраля 2021
17 февраля 2021
20 февраля 2021
26 февраля 2021
27 февраля 2021
Пресса
  • Январь
    01
    02
    03
    04
    05
    06
    07
    08
    09
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
    21
    22
    23
    24
    25
    26
  • Февраль
10.02.2011
Российская газета: Теодор Курентзис намерен превратить Пермь в музыкальную столицу страны

Сегодня новый художественный руководитель Пермского театра оперы и балета Теодор Курентзис даст первый концерт с оркестром Musica Aeterna Ensemble.

Новый худрук Пермского театра оперы и балета обещает, что в скором времени на спектакли этого театра будут приезжать зрители из России и Европы - несколько часов полета стоят того, чтобы услышать музыку, созданную "вручную". Известный во всем мире дирижер отказался от многочисленных контрактов с лучшими театрами Европы, чтобы посвятить себя лабораторной работе с пермскими музыкантами. Ради чего - выяснил корреспондент "РГ".

Раздавить рутину

Российская газета: Вы не сразу согласились приехать в Пермь и возглавить местный оперный театр, а сегодня уже проводите первые репетиции с труппой. Почему вы решили выбрать столицу Прикамья?

Теодор Курентзис: Я должен сказать, что хорошо знаю мир искусства, я работал в лучших оперных театрах мира, участвовал в лучших фестивалях мира и 17 лет живу в России, и люблю Россию, как свою родину. И мне кажется, что сейчас настал момент, когда нужно поднять уровень исполнительского искусства до такой степени, чтобы можно было конкурировать с западными партнерами. Чтобы идти вперед, а не только сохранять традиции, нужно очень дисциплинированно, тщательно работать над созданием нового. Пермь - замечательный город с большой историей, но в нем, к сожалению, до сих пор нет симфонического оркестра. Для города с такой культурой, мне кажется, это что-то недопустимое.

РГ: Вы намерены кардинально реформировать пермский театр?

Курентзис: В репертуарном театре - один оркестр, который играет пять разных спектаклей в неделю. Даже если техника музыкантов безупречна, играть 25 спектаклей репертуара с одной репетицией перед началом - невозможно. Репертуарные театры ориентируются на некого призрачного зрителя, который каждый день ходит в оперный театр, сегодня смотрит "Онегина", а завтра - "Отелло". Мне кажется, что нужна другая политика: пять дней ты играешь один спектакль, но хорошо его репетируешь, приглашаешь звезд оперного театра. У зрителей есть ажиотаж, есть интерес. Сразу возникнут иные качество и эстетика! Я буду грубо говорить: мы раздавим рутинную халтуру оперного театра.

Люди увидят, что каждый спектакль - это событие. Уйдет в прошлое традиционный подход: "Мы должны что-нибудь показать, пусть кто-нибудь споет, мы как-нибудь сыграем". Это "как-нибудь" надо исключить. Тогда люди будут ходить в театр не на декорации смотреть, а слушать настоящую, отработанную с любовью музыку.

В Пермь приедут лучшие музыканты страны, чтобы укрепить оркестр нашего театра.

Лучшие хоровики потянутся укрепить хор, и лучшие солисты, которых предлагает и Большой театр, и Мариинский, и западный театр, приедут в Пермь. Мы хотим, чтобы этот город уважали за изумительную, "ручную" работу над музыкой.

"Беременный" оркестр

РГ: Но почему вы не приняли приглашение возглавить какой-либо из европейских театров, где нет репертуарной системы и не пришлось бы тратить время на реформы?

Курентзис: У меня были предложения от центральных театров Европы. Но я смотрю контекст - что можно сделать, что нельзя, и с кем мне по пути. Работа во всех театрах мира построена как в супермаркетах: собираются лучшие музыканты, действует очень строгая дисциплина, все подготовлены. Одну неделю репетируют - и выпускают продукцию. То есть они немножко как антреприза работают. В этом есть хорошее качество, но нет потрясающей энергии внутри, нет "беременности" процессом работы. А настоящий театр - как в XIX веке: там много репетировали, переживали, создавали настоящее искусство. Все, что я делаю за границей, - на очень жестких условиях, поэтому длительные, мучительные репетиции там невозможны. Чтобы создать такой коллектив музыкантов, который сделает свою работу лучше, чем западный, нужно найти какое-то альтернативное место.

РГ: Если Европа - не идеальное место для искусства, то почему из российских театров вы не выбрали, скажем, Большой, с которым уже долгое время сотрудничаете?

Курентзис: В Большом театре невозможно. Это огромная организация федерального подчинения, витрина государства, где происходят глобальные вещи, где должны проходить большие концерты, которые могут приносить большие деньги в кассу. Это такой большой бизнес - Большой театр. Нет времени для качественной репетиции. А в Перми, я вижу, собираются сливки российского искусства, и здесь есть возможность создавать выдающиеся произведения. Очень немногие города могут себе позволить делать лабораторную работу. Сейчас в музыкальных кругах общая депрессия, и Пермь фигурирует как единственное место в России, где можно создавать настоящее музыкальное качество. Вы сами убедитесь через год, что сюда станут приезжать зрители из Москвы, из Петербурга, а турагентства будут предлагать ценителям искусства поездки в Пермь...

Парад премьер

РГ: Каких сюрпризов в самое ближайшее время стоить ждать пермякам?

Курентзис: Вы увидите приглашенных солистов, которые готовы приехать из лучших театров Европы, чтобы работать со мной в Перми. Вы увидите, в каком качестве начнут работать пермские солисты: они должны не просто ходить на спевки и пролистывать партитуру, - с ними нужно заниматься. Это практика, которой в России, к сожалению, нет. Я занимаюсь с вокалистами около 20 лет. И очень много знаменитых вокалистов приходят ко мне на консультацию. И в "Grand Оpera" в Париже, и в Риме, и в Барселоне, в Мадриде, в Брюсселе... Я должен сказать: со всеми певцами нужно работать. Певцы - это особенные люди. У скрипача есть инструмент - скрипка (имитирует игру на скрипке), а у них инструмент - внутри, его никто не видит (показывает на горло). Если они будут плохо петь - я буду говорить: "Плохо". Врач не может пациента обмануть, иначе он не сможет его лечить.

Еще вы услышите серии концертов камерной старинной музыки - она прозвучит по-новому. Эти концерты будут происходить и на основной сцене, и в фойе - на площадке "Театр для нас". Это был один из самых потрясающих проектов в театре в Новосибирске, на него невозможно было достать билеты - люди сидели на лестницах. Я обещаю зрителям колоссальное наслаждение.

РГ: Пермь ждет парад оперных премьер?

Курентзис: Планируем выпускать три премьеры в год - для нашего города это немножко многовато, но спектакли будут разного стиля - романтическая опера, старинная и современная музыка. Сможем удовлетворить все вкусы. И еще балетные постановки. Пермскую балетную труппу возглавляет Алексей Мирошниченко - если бы у театра не было худрука балета, я бы пригласил именно его.

РГ: Вы впервые берете на себя художественное руководство театром: готовы стать менеджером?

Курентзис: Я себя не позиционирую как менеджера - я никогда им не был. Но у меня есть художественный замысел и команда, которая работает над осуществлением замысла.

Сейчас начинаю репетировать. Я, как театральная кошка, живу в театре с утра до ночи. Мне пришлось отменить очень много контрактов в европейских театрах. Иногда мне говорят: "Ты сумасшедший, как ты можешь отказываться от контрактов с "La Scala", от проектов в Венеции"? Но я взялся за это дело. У меня очень чистое сердце по отношению к Перми. Не ждите перемен, которые огорчат вас. Все изменения будут вам в радость.

Мнение

 Анатолий Пичкалев, исполнительный директор Пермского театра оперы и балета:

- Приход нового художественного руководителя не означает кардинальных изменений репертуара театра - ни один спектакль не будет снят. С появлением каждой премьеры будут сниматься старые, вернее устаревшие постановки - это естественный процесс.

Для приезжающих к нам музыкантов из Новосибирска, из оркестра Теодора Курентзиса "Musica Аetherna", снимаем квартиры. Располагаться новый оркестр будет в пермском Доме радио, помещение которого уже передано из краевой собственности в распоряжение театра. В Доме радио есть звукозаписывающая студия, что очень важно, так как новый художественный руководитель планирует записывать музыку и создать для пермского театра свой лейбл.

Источник

поиск