26 февраля 2020
Сегодня
27 февраля 2020
11 марта 2020
12 марта 2020
15 марта 2020
17 марта 2020
18 марта 2020
22 марта 2020
26 марта 2020
29 марта 2020
30 марта 2020
04 апреля 2020
07 апреля 2020
08 апреля 2020
09 апреля 2020
11 апреля 2020
12 апреля 2020
15 апреля 2020
16 апреля 2020
17 апреля 2020
18 апреля 2020
19 апреля 2020
22 апреля 2020
24 апреля 2020
25 апреля 2020
26 апреля 2020
28 апреля 2020
29 апреля 2020
30 апреля 2020
03 мая 2020
07 мая 2020
11 мая 2020
14 мая 2020
15 мая 2020
16 мая 2020
19 мая 2020
21 мая 2020
22 мая 2020
Пресса
  • Февраль
    01
    02
    03
    04
    05
    06
    07
    08
    09
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
    21
    22
    23
    24
    25
    26
  • Март
  • Апрель
  • Май
25.10.2011
Новый Компаньон: Под музыку Рамо

В музыке XVIII века Курентзис и его оркестр по-настоящему сильны. Они настолько «свои» в этой стихии, что позволяют всевозможные вольности и чудачества, которые при этом не выглядят чрезмерными, настолько блестяще они вписаны в стилистику музыки и драматургию сценического действа. Всё это ярчайшим образом продемонстрировал большой концерт «Рамо-гала», полностью посвящённый музыке Жана-Филиппа Рамо — композитора, которого в России знают разве что музыковеды и филологи, да и то лишь как дядю героя повести Дидро «Племянник Рамо».

Всё было обставлено торжественно и в то же время слегка интимно: после традиционного для MusicAeterna прохода оркестрантов через зал театр погрузился во тьму, светились лишь суперсовременные точечные источники холодного света над несколькими пюпитрами.

Разумеется, музыка французского композитора первой половины XVIII века исполнялась на аутентичных инструментах, явленных с максимальной эффектностью. Красивейшая лютня, богато декорированная барочная виолончель, огромный тамбурин и все разновидности деревянных духовых, плюс натуральная валторна и все струнные с соответствующими — жильными — струнами и изогнутыми, словно луки, смычками.

Программа началась с трогательной лирической мелодии, очень деликатно, прочувствованно исполненной скрипкой Андрея Баранова, клавесином Джори Виникура, лютней Василия Антипова, а также флейтой и виолончелью.

Нелегко удержать зрительское внимание в двухчасовом гала, в котором нет центрального большого произведения, но Курентзис так подобрал пьесы и фрагменты из опер Рамо, что продемонстрировал творчество композитора во всём разнообразии: здесь и лирика, и торжественные марши, и танцы с оттенком средневековой этники, и симфонические «картины» (одна из них — сцена грозы из оперы «Галантные Индии» — со всей очевидностью показала, откуда «вышел» Вивальди). Разумеется, не были забыты знаменитые инструментальные пьесы — «Тамбурин» и «Курица».

Концерт шёл по восходящей, музыка становилась всё громче и темпераментней… Пока в финале первого отделения не произошло эффектнейшее диминуэндо, после которого зал погрузился во тьму, словно возвращая зрителей к началу.

Во втором отделении Курентзис дал волю воображению и проявил себя не только как дирижёр, но и как постановщик: появились всевозможные комические эффекты, рокировки внутри оркестра, дирижёр начал громко «оттопывать» музыкальные акценты, вслед за ним затопал весь оркестр.

В финале концерта, как по волшебству, в зале появился хор, а красавица-солистка Барбара Ханниган, которая в высшей степени артистично исполнила немногие вокальные фрагменты, вдруг заняла место дирижёра. Курентзис же, галантно уступивший даме «командный пункт», схватил гигантский тамбурин и начал барабанить.

Забавный трюк с превращением певицы в дирижёра продемонстрировал доведённый до крайности принцип работы Курентзиса: его функции на концерте скорее декоративные, основная работа проходит до выхода на сцену. И работа эта, надо признать, фантастична. MusicAeterna — оркестр без постоянного состава. И тем более невероятна степень сыгранности этого изменчивого коллектива. Это не просто идеальная синхронность и соразмерность всех партий по громкости, это — особая химия, которая превращает музыкальное произведение в сценическую драму, когда невероятно увлекательно и волнительно наблюдать жизнь мелодии, передаваемой от одной группы инструментов к другой. Такая волшебная аура возможна, казалось бы, лишь среди очень слаженного коллектива, но Курентзис умудряется добиться этого эффекта и в проектном варианте.

«Рамо-гала» — концерт-спектакль, который отчасти компенсировал недостаток оперных премьер в нынешнем сезоне. Ведь после моцартовской Cosi fan Tutte других премьер не будет, если не считать новогоднего «Маленького трубочиста». Зато будут новые концерты, ведь у Курентзиса в этом году — не только симфонические вечера в Пермском театре оперы и балета, но и авторский абонемент в Пермской краевой филармонии.

Источник

поиск