22 мая 2019
04 июня 2019
05 июня 2019
17 июня 2019
18 июня 2019
19 июня 2019
Пресса
  • Май
    01
    02
    03
    04
    05
    06
    07
    08
    09
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
    21
  • Июнь
28.04.2012
OpenSpace.ru: Что слушать в мае

«Дягилевский фестиваль» в Перми

Если в 90-е у особо неленивых москвичей появилась мода за настоящей музыкой ездить к Гергиеву в Питер, то сейчас впору говорить о новом, пермском направлении. Город Дягилева давно имеет отличный именной фестиваль. Но в этом году он фактически станет первым фестивалем Теодора Курентзиса и, в соответствии с проводимой им в Перми «политикой большого культурного взрыва», радикализуется до чрезвычайности.

Программа плотная, есть и дневные мероприятия, и ночные, с фирменной курентзисовской атрибутикой — свечами и подушками. Но такие понятные простому меломану или балетоману слова, как «Концерт Брамса» и «Бахчисарайский фонтан», из мейнстрима здесь вытеснены на аутсайдерскую обочину. А главное место в программе занимают совсем другие вещи, автоматически зачисляющие их слушателей и зрителей в разряд продвинутых.

Поскольку Пермь всегда была славна балетом, а сам Курентзис относится к этому искусству очень дружелюбно, то на совмещение старинного имперского жанра с инновационностью потрачено немало сил. Результаты такие: фестиваль открывается 18 мая «Петрушкой» Стравинского в хореографии Николо Фонте (перенос его только что сделанной нью-йоркской работы). 23 мая — что-то вроде многообещающего анонса грядущих свершений: пока в концертной версии исполняют «Свадебку» Стравинского и специально написанное для того же лихого состава (4 рояля, ударные, хор, солисты) сочинение Владимира Николаева «Геревень». Уже через месяц «Свадебку» в Перми ставит не кто иной, как бог современной хореографии Иржи Килиан, а парную вещицу — Раду Поклитару, через год. 24 мая показывают прокофьевского «Шута» в постановке Алексея Мирошниченко. Во всех случаях за пультом Курентзис — то есть, точно не соскучишься.

Можно сказать, балетная составляющая на фестивале будет поувесистей оперной, которая, впрочем, тоже не отстает по части революционности. Medea Material (21 мая) — российская премьера оперы французского композитора Паскаля Дюсапена по пьесе Хайнера Мюллера, сочетающая в себе техники американского минимализма, французского спектрализма и аромат современных барочных исполнительских пристрастий. Опера была написана в 1991 году, вскоре записана Филиппом Херревеге и станцована Сашей Вальц. В Перми ее ставят режиссер Филипп Григорьян и хореограф Алла Абалихина. Особые надежды возлагают на поднебесное сопрано Надежды Кучер.

Ну и, конечно, опера и балет в Перми окружены не имеющими прямого отношения к театру музыкантами, сочувствующими антимейнстримовским настроениям Курентзиса. Почти сенсация — вернувшийся к публичному исполнительству Антон Батагов играет Баха (24 мая) и не только; легендарный и почти неисполнимый двухчасовой опус Оливье Мессиана «20 взглядов на младенца Иисуса» представляет Кристофер Тейлор; Алексей Любимов комбинирует в своей программе Бетховена, Стравинского, Шенберга и Уствольскую. Ну и самый дорогой (как в прямом, так и в переносном смысле) гость — лучший в мире специалист по современной музыке Ensemble Moderne собственной персоной. Франкфуртский ансамбль привозит свой знаменитый проект 1988 года, отличающийся, скажем так, наименьшей элитарностью — Chaplin Operas (26 мая).

Источник

поиск