22 мая 2019
04 июня 2019
05 июня 2019
17 июня 2019
18 июня 2019
19 июня 2019
Пресса
  • Май
    01
    02
    03
    04
    05
    06
    07
    08
    09
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
  • Июнь
27.06.2012
Новый Компаньон: Чайковского вынесли за скобки

На презентацию брендбука, разработанного для Пермского академического театра оперы и балета им. Чайковского, пригласили журналистов, сотрудников, коллег из других театров и членов «Клуба друзей пермской оперы». Презентацию вдохновенно вёл руководитель PR-департамента Илья Кухаренко: это была его поистине «лебединая песня», ведь Кухаренко по собственной инициативе покидает Пермь, сдавая полномочия своему вчерашнему подчинённому Василию Ефремову. После речи Кухаренко и показа слайдов вопросов практически не было, лишь пара возражений и комплиментов. Большинство собравшихся решили молча переварить увиденное.

Автор брендбука — главный художник телеканала «Культура» Елена Китаева. На презентации её назвали «королевой русского дизайна», однако в Перми она вызывает негативные ассоциации: пермякам не понравилось чёрно-коричневое оформление города, разработанное ею к 9 Мая 2011 года. Её считают «гельмановским» художником: в Музее современного искусства PERMM была её персональная выставка, да и тот злополучный майский дизайн тоже был разработан с подачи Марата Гельмана.

Театр очень доволен сотрудничеством с Китаевой, в том числе и «шкурной» стороной вопроса: разработка брендбука обошлась в 500 тыс. руб., тогда как обычно работа такого объёма, проделанная дизайнером такого уровня, «тянет» на 2 млн руб.

По словам Ильи Кухаренко, когда Китаевой обрисовали стоящую перед ней задачу, она некоторое время пребывала в растерянности: задача казалась невыполнимой. Вкратце суть задания звучала так: «Убрать Чайковского. Оставить Чайковского. Добавить Дягилева». Дело в том, что театр отказывается от имени Чайковского и будет называться просто «Пермский театр оперы и балета», но с появлением нового здания старый зал будет «имени Чайковского», а новый — «имени Дягилева». Поэтому художница создавала общий стиль театра, который можно было бы подразделить на «чайковский» и «дягилевский».

Основной фирменный элемент был позаимствован у операционной системы Opera: как сообщил всё тот же Кухаренко, художница сочла несправедливым то, что большая буква «О» во всём мире ассоциируется с компьютерной операционной системой, а не с оперным искусством. В применении к пермской опере буква «О» превратилась в две скобки — слева поменьше, справа побольше, при этом на правой скобке может располагаться любое изображение: портрет Чайковского или Дягилева, если нужно обозначить, в каком из двух зданий происходит событие, или просто орнамент, фрагмент фотографии или картины, идентифицирующей анонсируемое событие.

Для иллюстрации своей идеи Китаева использовала портрет маркизы де Помпадур, его же она использовала для графического оформления концерта оркестра MusicAeterna и Теодора Курентзиса Rameau-gala.

Единого фирменного цвета у театра не будет. Китаева предложила 10 цветов и несколько вариантов двухцветных комбинаций. Цвета очень разнообразные, но идеологически близкие: сложные, современные, очень яркие и интенсивные, редко встречающиеся в повседневности — кислотно-лимонный, серо-голубой, цвет фуксии и т. д. Выполненное в этих красках оформление будет, несомненно, очень броским.

Брендбук очень полный: разработаны не только варианты оформления бумажной продукции: программок, афиш, флаеров, конвертов, фирменных бланков и т. п., но и «сувенирка»: пакеты, блокноты, чашки, футболки; и элементы навигации — таблички вроде «Выход», «Партер» и «Ложа ?5». Художница придумала даже новые бирки для гардероба – в виде замочков, в качестве дужки которых выступает та же «фирменная» буква «О».

Стиль «зала Чайковского» и «зала Дягилева» различен: для нового здания предложен чёрно-зелёный минимализм, для старого — нежный серебристый ампир с изящными виньетками. Не забыт и Театральный сквер — здесь будут устанавливаться временные указатели со стрелками, чтобы «все дороги вели в театр».

Кулуарные мнения по поводу нового стиля разделились. Кому-то продолговатая «О», состоящая из двух скобок, напомнила очертания ипподрома с беговыми дорожками, кто-то сетовал на то, что «скобки всегда что-то ограничивают», многие сожалели об отказе от имени Чайковского.

Работа Елены Китаевой, на первый взгляд, очень спорная, но примеры применения нового фирменного стиля, которые в виде глянцевых открыток были розданы гостям презентации, убеждают, что с этим стилем можно эффективно работать. Сейчас предстоит конкурс среди пермских агентств, из которых будет выбран оператор нового стиля на предстоящий сезон.

Источник

поиск