10 декабря 2019
12 декабря 2019
13 декабря 2019
14 декабря 2019
15 декабря 2019
24 декабря 2019
25 декабря 2019
27 декабря 2019
28 декабря 2019
29 декабря 2019
31 декабря 2019
03 января 2020
04 января 2020
05 января 2020
18 января 2020
23 января 2020
24 января 2020
Пресса
  • Декабрь
    01
    02
    03
    04
    05
    06
    07
    08
    09
  • Январь
25.10.2013
El Imparcial: Удивительный «Шут» открыл балетный сезон в Королевском театре

В пятницу Королевский театр в Мадриде открыл танцевальный сезон двойной программой: спектаклями «Свадебка» и «Шут», привезенными в Мадрид балетной труппой Пермского театра оперы и балета. Из них особо выделился второй, поставленный Алексеем Мирошниченко на музыку Прокофьева.

О Сергее Дягилеве, одном из наиболее продуктивных культурных деятелей XX века, который способствовал рождению этих двух спектаклей, представленных вчера вечером в Мадриде, так писал Ортега-и-Гассет в 1927: «Это одна из наиболее значимых фигур высшего уровня в Европе этой четверти века». Из всех проектов, осуществленных благодаря ему, наибольшую известность и авторитет принесло ему создание Ballets Russes — Русского балета Дягилева, — труппы, представленной в Париже в 1909-м. 26 мая 1916 года эта признанная русская балетная труппа вместе с Игорем Стравинским привезла представление в Королевский театр Мадрида. Дягилев всегда поддерживал тесные связи с испанией, в частности, с такими музыкантами, как Фалья и Турина, с художниками Пикассо, Хуаном Грисом, Жоаном Миро. Поэтому вчерашнее представление в Мадриде послужило не только блестящему началу танцевального сезона в мадридском театре, но и чествованию того подлинного интереса, который русский гений  проявил к искусству нашей страны.


Фото: Антон Завьялов

Хотя нельзя считать окончательно подтвержденным тот факт, что сам Дягилев был главным ответственным за хореографию «Шута», но не подлежит сомнению то, что его характерный творческий подход — оригинальный и искренний — воспринимается в совокупности с произведением, хореография которого была переработана нынешним главным балетмейстером Пермского театра оперы и балета Алексеем Мирошниченко. Результат, бесспорно, восхитителен: ему удалось достичь такого лишенного всякой фальши совершенства, которое освобождает зрителя от предрассудков, позволяя получать удовольствие тому ребенку, который, к счастью, все еще живет внутри каждого из нас. Сюжет одной русской народной сказки, на основе которого Прокофьев написал эту более чем удачную партитуру, как сказал несколько дней назад Теодор Курентзис — художественный руководитель пермского театра, — имеет нечто общее с творчеством Альмодовара: авантюрный, невероятный, полный гротескных персонажей, но, несмотря на все это, потрясающе аутентичный благодаря эмоциям, которые вызывает.  Шут одурачивает других семерых шутов, и те, когда обнаруживают обман, ищут его, чтобы убить. Первый не придумывает ничего лучшего, чем переодеться в женщину, и это ему удается настолько хорошо, что в него (или, скорее, в «нее») влюбляется богатый купец, приехавший в деревню, чтобы найти себе жену. Игра Александра Таранова — русского танцора, исполнившего роль шута, была настолько колоритной и непринужденной, что ему достались самые бурные овации (весьма заслуженные), и ему единственному за весь вечер кричали «браво!». Его партнерами были Ляйсан Гизатуллина в роли жены и сообщницы шута и Сергей Мершин, исполнивший роль наивного купца, влюбленного в женщину, которая на самом деле оказалась мужчиной и в конце концов превратилась в козу, но это уже совсем другая история.  


Фото: Антон Завьялов

Оркестром Королевского театра (Мадридским симфоническим оркестром) дирижировал Валентин Урюпин, один из признанных русских кларнетистов, а также один из наиболее многообещающих дирижеров своей страны, который с 2011 года выступает в Пермском театре оперы и балета.

По эскизам, смоделированным Михаилом Ларионовым для премьеры в Париже в 1923 году, Татьяна Ногинова и Сергей Мартынов воссоздали оригинальные костюмы и сценографию с присущей им игрой ярких цветов и неожиданных форм русского национального творчества, которые подчеркивают наивность и невероятность смелого и отлично переданного сюжета.  

Вторая из представленных постановок — «Свадебка» — менее интригующая и своеобразная, чем предыдущая, но также взывает к корням  русской культуры. Хотя, если говорить об оригинальности, то здесь речь идет совершенно о другом. Постановка, музыку  которой написал Игорь Стравинский по заказу Дягилева, рассказывает о таком неустаревающем явлении, как свадьба — точнее, день свадьбы, потому что действие происходит на протяжении одного дня (видимо, Стравинскому нравилось говорить, что такой же прием использовался в «Улиссе» Джойса) в русской деревне, где частью ритуала празднования бракосочетания являются традиционные песни, посвященные новобрачным. Поэтому произведение, которое изначально было задумано как кантата-балет, объединяет песни, по обычаю исполнявшиеся на крестьянских свадьбах. Именно на этих текстах и акцентировал внимание композитор, он даже потребовал, чтобы песни исполнялись в традиционной русской манере. Для такого произведения нелегко подобрать хор или солиста, так как речь идет о голосах, способных достичь определенного интонирования, об исполнителях, способных прочитать партитуру и воспроизвести специфические звуки, характерные для русских народных песен.  Фактически, на это способны только члены MusicAeterna — хора и оркестра Пермского театра оперы и балета, — которые вчера исполняли произведение под управлением основателя и  руководителя MusicAeterna Теодора Курентзиса.

Руководитель пермского театра уверяет, что нечасто случается русскому балету продемонстрировать за пределами России что-то кроме «Лебединого озера», «Щелкунчика» или «Спящей красавицы». Признанная пермская труппа исполнит в театре на Восточной площади еще пять спектаклей до 28 октября. На субботу (26 октября) запланировано два представления: в 17:00 и в 21:00.  

 Алисия Хуэрта | Испанская газета El Imparcial

поиск