08 декабря 2019
Сегодня
10 декабря 2019
12 декабря 2019
13 декабря 2019
14 декабря 2019
15 декабря 2019
24 декабря 2019
25 декабря 2019
27 декабря 2019
28 декабря 2019
29 декабря 2019
31 декабря 2019
03 января 2020
04 января 2020
05 января 2020
18 января 2020
23 января 2020
24 января 2020
Пресса
  • Декабрь
    01
    02
    03
    04
    05
    06
    07
    08
  • Январь
25.12.2014
Новые известия: Дым и прах

СПЕКТАКЛЬ ПЕРМСКОГО ТЕАТРА ОПЕРЫ И БАЛЕТА «КОРОЛЕВА ИНДЕЙЦЕВ», СОЗДАННЫЙ СОВМЕСТНО С КОРОЛЕВСКИМ ТЕАТРОМ ИСПАНИИ И АНГЛИЙСКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ОПЕРОЙ, БЫЛ ПОКАЗАН НА НОВОЙ СЦЕНЕ БОЛЬШОГО ТЕАТРА. РЕЖИССЕР ПИТЕР СЕЛЛАРС И ДИРИЖЕР ТЕОДОР КУРЕНТЗИС ВОПЛОТИЛИ СТАРИННУЮ МУЗЫКУ ГЕНРИ ПЕРСЕЛЛА.

Все, что делает Курентзис, непредсказуемо. Знаменитый Селларс тоже часто удивляет: он любит пересматривать оперные истории в ключе наболевшего социума. «Королева индейцев» – не исключение. Начать с того, что такой оперы у Перселла нет. Хотя английский гений XVII века написал музыку к пьесе Драйдена, он не закончил работу из-за ранней кончины. Курентзис и Селларс дополнили партитуру другими произведениями композитора (в основном – церковными гимнами) и создали новое либретто. Если в прежнем речь шла о войне экзотических заокеанских племен (ацтеки против инков), то теперь действие разворачивается в период конкисты: испанцы покоряют племена майя. Пермская «Королева» построена по образцу «семи-оперы» – популярного во времена Перселла театрального зрелища, включающего слово, танцы, пение и музыку. В спектакле звучат отрывки из романа никарагуанской писательницы Розприо Агиляр «Потерянные хроники Terra Firma». Общее (кровавая драма, объединившая захватчиков и покоренных) неразрывно смыкается с частным: история видится глазами двух женщин – набожной европейки и дочери индейского вождя. Обе героини – жены главных испанских захватчиков (голосистый Тим Лоуренс и темнокожий красавец Ноа Стюарт). Девушку-майя соплеменники выдали замуж за испанца с тайной целью разведки в стане врага. Вопреки всему она привязалась к мужу, хотя он убивает ее соплеменников, и родила жестокому дону ребенка – дитя смешанной крови в мире, раздираемом противоречиями. Тут не поможет двойная мощь женской жертвенности, которую блистательно озвучивают и пермская певица Надежда Кучер в партии доброй доньи Исабель, и темнокожая американка Джулия Баллок (Текулихуатцин, королева индейцев, позже, после крещения, Донья Луиса).

Как сделать оперу, которая, с одной стороны, опирается на музыкальные традиции, а с другой – кровоточит актуальными аллюзиями? Селларс, чья четырехчасовая постановка порой кажется безразмерной, как мироздание, строит действие не на «психологической» актерской игре, а на ритуальном жесте. Погружать пение в пластику ему помогает хореограф Кристофер Уильямс. Режиссер, увлеченный трудностями диалога культур и агрессией по отношению «к другому», сумел сочетать несочетаемое. В результате спектакль, то вызывающе статичный, то лихорадочно эмоциональный, захватывает и не отпускает. Взгляд, при котором в 1521 году испанцы пьют пиво в баре, а отсылки к мифам и религиям запросто уживаются с утилитарным «утром в газете, вечером в куплете», как ни удивительно, вовсе не рвет барочно-аутентичные музыкальные формы «Королевы индейцев». Наоборот, помогает этим формам выпукло проявиться Хотя задуматься над рассказанной с помощью Перселла историей тоже стоит. Умение мирно жить в мировой коммуналке – штука, которая по сей день дается с огромным трудом.

…Корчась в ритуале сотворения мира, танцуют боги майя, проскальзывая между панно, нарисованными американским сценографом Гронком на полпути между яркостью древних фресок, динамизмом европейского экспрессионизма и наивной цветистостью граффити. Бравые безжалостные парни в камуфляже с автоматами наперевес, избывая пресловутое «бремя белых», теснят толпу индейцев, которые выглядят как живописно-фольклорно одетые жертвы бедности (костюмы Дуни Рамиковой). Мечется от неразделенной любви и боли за геноцид соплеменников Королева индейцев, внутренний голос которой озвучивает драматическая актриса Маритксель Карреро. Два духа майя (контртеноры Юрий Миненко и блистательный кореец Винс Ли) наглядно «зависают» в тайнах индейской религии вместе с бессильным перед испанцами шаманом. Молитвенно складывают ладони насильственно крещеные индейцы, беззвучно падая под испанскими выстрелами. Селларс не боится идеализации и отринутого постмодернизмом наглядного гуманизма, не чурается моралистических лозунгов и отчаянных призывов к Богу и добру. Ему не страшна даже сентиментальность. В сущности, битловско-ленноновский клич Аll you Need is Love сполна описывает смысл спектакля. Вот только как достичь гармонии в мире, где любовь никого не спасает и рассеивается в дым и прах?

Курентзис отвечает на этот вопрос, как подобает дирижеру: управляя оркестром и с исторической дотошной скрупулезностью, и с современной дерзкой решительностью. Московский показ «Королевы», открывший конкурную программу фестиваля «Золотая маска», стал роскошным музыкальным подарком к Рождеству и Новому году. «Архаика» жильных струн и старинных духовых звучит поразительно – церемонно и раскованно одновременно. В ласкающих ухо мягких, медленных, истаивающих пассажах хочется утонуть. В страдальческих обращениях музыки к небу и оркестровых кульминациях словно слышится отзвук труб Страшного суда. Оркестр «Musica Aeterna», с его ювелирной работой над Перселлом, более чем достоин своего предводителя. И невозможно не согласиться с испанским журналистом, который, услышав, как уникально поет хор в «Королеве индейцев», написал про Пермь: «Благодаря этому спектаклю мы обнаружили, что там живут просто ангелы».

Майя Крылова | Новые известия

поиск