14 сентября 2019
Сегодня
15 сентября 2019
17 сентября 2019
18 сентября 2019
19 сентября 2019
21 сентября 2019
22 сентября 2019
24 сентября 2019
25 сентября 2019
26 сентября 2019
29 сентября 2019
05 октября 2019
06 октября 2019
09 октября 2019
10 октября 2019
11 октября 2019
12 октября 2019
13 октября 2019
17 октября 2019
19 октября 2019
20 октября 2019
23 октября 2019
25 октября 2019
Пресса
  • Сентябрь
    01
    02
    03
    04
    05
    06
    07
    08
    09
    10
    11
    12
    13
    14
  • Октябрь
10.02.2016
Симфонический мультфильм. Как поход в Пермскую оперу становится детским развлечением

Пермский театр оперы и балета представил зрителям новую детскую симфоническую программу. Музыканты Большого симфонического оркестра, художники-мультипликаторы, операторы видеостудии и оперный певец в качестве рассказчика проиллюстрировали «Детский альбом» Петра Ильича Чайковского и «Путеводитель по оркестру» Бенджамина Бриттена.

Первое отделение было отдано «Детскому альбому». Написанный Чайковским в 1878 году и посвящённый племяннику Володе Давыдову, этот сборник фортепианных пьес стал выдающимся произведением детской музыкальной литературы, а заодно — мировой классикой. На сцене Пермской оперы он получил новое, мультижанровое прочтение. При создании собственной оркестровки Дмитрий Батин сделал акцент на струнных инструментах и добавил красочной перкуссии, а также вернулся к тому порядку пьес, который изначально задумал Чайковский. Полина де Мони создала целый мультфильм, оживив в компьютерной программе рисунки пастелью и темперой на цветной бумаге.

Видеоряд проецировался на большой экран позади оркестра. Анимация оказалась весьма простой и даже медлительной, но, пожалуй, так де Мони удалось соблюсти баланс: мультфильм не отвлекал от музыки, но дополнял её созвучными образами. Некоторые из них были вдохновлены иллюстрациями старых нотных изданий, другие — эмоциональными ассоциациями, что не мешало складываться цельной истории, объединившей оригинальные 24 пьесы и в мультфильме несколько осовремененной. Мальчик Ваня просыпается зимним утром и находит игрушку, а затем отправляется в воображаемое путешествие. Только вместо старинной куклы — лего-человечек, вместе с ним маршируют фигурки имперских штурмовиков из «Звёздных войн», а за окном проезжают машины. Однако всё это не нарушало атмосферы зимней сказки.

В отсутствие духовых Большой симфонический оркестр театра под управлением Андрея Данилова звучал мягче, чем обычно. Ударные аккуратно раскрашивали знакомые темы; особенно задорно семенил ксилофон в «Неаполитанской песенке». Кроме того, Дмитрий Батин задействовал в оркестровке колокол, треугольник, том-том, малый барабан.

Во втором отделении прозвучал «Путеводитель по оркестру для юных слушателей». В 1945 году Бенджамин Бриттен получил заказ от Министерства образования Великобритании на создание музыкальной пьесы, призванной доступно представить детям структуру симфонического оркестра. За основу произведения Бриттен взял тему Генри Пёрселла. Мелодия предстаёт в разных жанровых и тембровых формах, и юные слушатели последовательно знакомятся с группами инструментов, а в финале слышат торжественную фугу в исполнении всего оркестра.

На родине, в Британии, на основе «Путеводителя» был снят образовательный документальный фильм. Команда же пермского театра решила устроить настоящую прямую трансляцию: операторы театральной видеостудии расположились вокруг оркестра и снимали инструменты крупным планом, давая материал для видеоряда в режиме реального времени. Комментарий к пьесе обаятельно и артистично читал Олег Иванов — бас оперной труппы, сменивший рясу Пимена и цилиндр дона Базилио на костюм-тройку по моде «бриттеновских» 1940-х годов.

Очевидно, основная проблема постановки заключалась в том, чтобы добиться синхронности музыки и видео, но команда заслуженной артистки России Татьяны Полуэктовой, выступившей в непривычной для себя роли режиссёра-постановщика, справилась с этой задачей блестяще. Увлекательный путеводитель Бриттена получил достойное сопровождение: инструменты были хорошо видны на экране, отчётливо звучали имена и ёмкие характеристики каждого из «героев». Пожалуй, даже часть взрослой публики могла открыть для себя кое-что новое.

Не настаивая на стереотипах и не принуждая к полному погружению, авторы постановки подогревают детское воображение зрительными образами и тем самым готовят его к восприятию самого абстрактного из искусств.

поиск