26 февраля 2020
Сегодня
27 февраля 2020
11 марта 2020
12 марта 2020
15 марта 2020
17 марта 2020
18 марта 2020
22 марта 2020
26 марта 2020
29 марта 2020
30 марта 2020
04 апреля 2020
07 апреля 2020
08 апреля 2020
09 апреля 2020
11 апреля 2020
12 апреля 2020
15 апреля 2020
16 апреля 2020
17 апреля 2020
18 апреля 2020
19 апреля 2020
22 апреля 2020
24 апреля 2020
25 апреля 2020
26 апреля 2020
28 апреля 2020
29 апреля 2020
30 апреля 2020
03 мая 2020
07 мая 2020
11 мая 2020
14 мая 2020
15 мая 2020
16 мая 2020
19 мая 2020
21 мая 2020
22 мая 2020
Пресса
  • Февраль
    01
    02
    03
    04
    05
    06
    07
    08
    09
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
    21
    22
    23
    24
    25
    26
  • Март
  • Апрель
  • Май
25.10.2017
NewsKo: Легенда с продолжением

Имя Михаила Арнопольского — часть театрального воздуха Перми. Можно не знать в подробностях его биографию, даже должность помнить нечётко, но имя-то знают все. Это и называется «легендарная личность», поэтому идея начать цикл вечеров «Легенды пермской оперы» с концерта его памяти — удачная и логичная. Эта идея, как и замысел всего цикла, принадлежит новому театральному директору Андрею Борисову, который лично занялся менеджментом события: договорился о режиссуре концерта с народным артистом СССР и России Владимиром Васильевым, пригласил театральных «випов»...


Фото Антона Завьялова

Вечер получился просто огромный — три отделения, зрители покидали театр ближе к 23:00. Здесь было всё: целое отделение симфонической музыки, опера, балет, современный танец и даже синтетические фрагменты «опера + балет». И живопись! Владимир Васильев, который, как известно, в свободное от театральной деятельности время является пейзажистом-импрессионистом, использовал репродукции собственных полотен в качестве сценических задников. Пестрота и насыщенность концертной программы корреспондировали со словами героя вечера: в начале первого и второго отделений концерта были показаны фрагменты телевизионных интервью Арнопольского, и в одном из них легендарный театральный директор признавался, что любит в театре всё — все жанры, все подразделения, а себя считает обслуживающим персоналом по отношению к творческим кадрам.

Видеофрагменты прекрасно показали, почему директор, возглавлявший театр в 1980—1990-е годы, стал легендой: это был не просто выдающийся менеджер, который сохранил театр и поддерживал его статусный уровень в самые тяжёлые и сложные годы; он и сам был артистической личностью, полной обаяния и харизмы, с убедительной речью, вальяжной внешностью — как ему шли разноцветные галстуки-бабочки! — и бархатистым баритоном. Здесь стоит напомнить, что в те годы, когда Арнопольский был директором, он был первым лицом в театре и нанимал художественных руководителей, а не наоборот; при этом во всех интервью и частных беседах подчёркивал, что главный человек в театре — артист, а директор — его слуга.

Будучи человеком со вкусом и настоящим менеджерским азартом, он умел находить других харизматиков, способных создавать и пестовать театральное искусство. Именно он принял на работу юного Георгия Исаакяна, и при нём Татьяна Куинджи и Анзор Шомахия — исполнители главных ролей в опере Доницетти «Дон Паскуале» в постановке Исаакяна — получили первые в Перми и одни из первых в России «Золотые маски». Арнопольский участвовал в основании балетного конкурса «Арабеск», в создании детской оперной студии, в возрождении традиции регулярных симфонических и камерных вечеров в театре, в создании студенческого театрального абонемента...

Особая тема, актуальная и в наши дни, — реконструкция театра. Именно Михаил Арнопольский эту тему, как говорится, поднял: не только начал говорить о том, что реконструкция необходима, но и со свойственной ему энергичностью и умением найти оптимальные входы и выходы (говорили, что к губернатору он мог зайти в любой момент без предварительной договорённости) начал готовить эту реконструкцию. При нём появился первый проект, который, правда, не подразумевал строительства новой сцены, но решал проблемы с недостатком репетиционных, служебных и прочих помещений.

В одном из видеофрагментов, показанных на вечере, Арнопольский говорит об этом. По его очень осторожным, очень реалистичным оценкам, на реконструкцию понадобится пять лет... Тут в зале раздались громкий, почти истерический хохот и аплодисменты. Хотелось сказать: зря смеётесь. Если бы не внезапная смерть Арнопольского — никто не мог поверить! — пристрой к театру был бы готов в срок, как и все его начинания.

По словам Андрея Борисова, Владимир Васильев откликнулся на предложение поставить торжественный вечер памяти Арнопольского с огромным энтузиазмом. Они были хорошо знакомы, о чём свидетельствуют и фотографии, опубликованные в выпущенном к этому вечеру буклете. Благодаря Васильеву в концерте приняли участие балетные звёзды из Большого театра и прекрасная пара из Казани.

Программа была составлена так, что каждый зритель получил то, что любит. Поклонники Теодора Курентзиса — целый симфоническо-хоровой концерт в первом отделении. Для тех, кто не смог раздобыть билеты на замечательный концерт 21 октября, вечер Арнопольского, прошедший двумя днями ранее, стал хорошим утешением: здесь прозвучала вторая часть из Концерта для фортепиано с оркестром №2 Дмитрия Шостаковича в исполнении оркестра MusicAeterna с тем же солистом, что выступил 21 октября, — Александром Мельниковым. Кроме того, звучала симфоническая музыка Чайковского, хор MusicAeterna спел Immortal Bach Кнута Нюстеда с совершенно волшебным, тающим, как сахар, в воздухе финалом; отделение завершилось увертюрой к «Тангейзеру» Вагнера с будоражащим, тревожным трубным гласом.

Балетоманы получили роскошные перформансы звёзд Большого театра Марии Александровой, Владислава Лантратова и Евгении Образцовой, которая, очевидно, особенно нравится Владимиру Васильеву: ей он доверил коронный номер Екатерины Максимовой — тарантеллу из «Анюты» Валерия Гаврилина. Солисты Казанского театра оперы и балета Аманда Гомес и Михаил Тимаев танцевали современные номера, в том числе специально поставленный Васильевым танец на музыку дуэта Таис и Атанаэля из оперы Массне; пели этот дуэт солисты пермской оперы Надежда Кучер и Константин Сучков, и это был, пожалуй, лучший вокальный фрагмент вечера. Благодаря блестящей работе Большого симфонического оркестра под управлением Валерия Платонова получилась пусть кратковременная, но полноводная музыкальная стихия, которая буквально стекала со сцены в зал, как плавная и сияющая звуковая волна. Публика оценила — устроила овацию.

Оперная труппа, воспользовавшись случаем, предъявила свои лучшие силы: не только новое ценное приобретение — обаятельного Константина Сучкова (баритон), который так всем понравился в «Богеме», и вернувшуюся из «заграниц» Надежду Кучер, но и Зарину Абаеву, Наталью Ляскову, Надежду Бабинцеву.

Впрочем, главным в этот вечер было не то, что происходило на сцене, а то, что творилось в зале и кулуарах.

В один прекрасный момент публика осознала, что в обозримом пространстве находятся три театральных директора — Анатолий Пичкалёв, Галина Полушкина и Андрей Борисов, а также два главных балетмейстера — Кирилл Шморгонер и Алексей Мирошниченко. Завидев беседующих седовласых мэтров балета — Васильева, Шморгонера и директора пермской балетной труппы Виталия Дубровина, публика схватилась за телефоны: не запечатлеть этот момент было просто невозможно. Наконец, в этом обозримом пространстве впервые за много лет встретились два харизматичных оперных худрука — Георгий Исаакян и Теодор Курентзис. Увидев в театральном фойе живого Исаакяна, пермяки тут же выстроились в очередь — обнять или хотя бы прикоснуться, улыбнуться и непременно сказать, как мы соскучились. Говорят, после окончания концерта Андрей Борисов, Георгий Исаакян и Теодор Курентзис удалились в кабинет к последнему и там общались до глубокой ночи.

Цикл вечеров «Легенды пермской оперы» будет продолжен. 26 ноября состоится вокальный вечер, посвящённый Лилии Антоновне Соляник, безусловной звезде оперной труппы в 1970—1980-е годы. Георгий Исаакян, по его словам, «с удовольствием записал для него видеообращение». В 2018 году, объявленном Годом балета, планируются вечера, посвящённые балетным легендам — их у пермского театра особенно много. Впрочем, Андрей Борисов, вопреки моде на активную внерепертуарную деятельность, которой в последнее время так увлекаются театры, призывает не устраивать подобные вечера слишком часто: всё-таки спектакли, репертуар — на первом месте.


поиск