02 мая 2024
03 мая 2024
04 мая 2024
05 мая 2024
07 мая 2024
08 мая 2024
10 мая 2024
14 мая 2024
16 мая 2024
18 мая 2024
19 мая 2024
21 мая 2024
22 мая 2024
23 мая 2024
24 мая 2024
25 мая 2024
26 мая 2024
28 мая 2024
29 мая 2024
30 мая 2024
31 мая 2024
01 июня 2024
02 июня 2024
04 июня 2024
05 июня 2024
06 июня 2024
07 июня 2024
13 июня 2024
14 июня 2024
15 июня 2024
16 июня 2024
19 июня 2024
20 июня 2024
21 июня 2024
22 июня 2024
23 июня 2024
25 июня 2024
26 июня 2024
28 июня 2024
30 июня 2024
18 августа 2024
20 августа 2024
25 августа 2024
28 августа 2024
29 августа 2024
01 сентября 2024
04 сентября 2024
08 сентября 2024
10 сентября 2024
12 сентября 2024
14 сентября 2024
15 сентября 2024
18 сентября 2024
20 сентября 2024
22 сентября 2024
25 сентября 2024
27 сентября 2024
28 сентября 2024
29 сентября 2024
Пресса
  • Май
    01
  • Июнь
  • Июль
  • Август
  • Сентябрь
02.09.2014
NewsKo: В классическом стиле

Если бы самые яростные противники Теодора Курентзиса побывали на гала-концерте открытия 143-го театрального сезона, даже у них не нашлось бы замечаний и возражений

Концерт открытия был выдержан в духе верности классике, королями вечера были Верди и Чайковский, звучали фрагменты из популярнейших опер — «Аида», «Травиата», «Отелло», «Евгений Онегин»... За небольшими исключениями, трактовки тоже были традиционными. Ставка была сделана на качество звука, и меломаны это оценили.

Главной отличительной чертой концертной программы стало всеобщее единение. На сцене был смешанный хор из MusicAeterna и «исконного» Оперного хора. В оркестровой яме — гибрид оркестра MusicAeterna и Большого симфонического оркестра. Все солисты, за исключением полячки Ивоны Соботки, были штатными певцами и танцовщиками театра. За время концерта за пульт вставали пять дирижёров — художественный руководитель театра Теодор Курентзис, Андрей Данилов, главный дирижёр Валерий Платонов, Валентин Урюпин и Артём Абашев. Состав оркестра при этом не менялся — создалось впечатление, что «старые» и «новые», «местные» и «варяги» слились в музыкальном экстазе.

Справедливости ради — «по жизни» это пока не так. Однако вечер открытия был скомпонован и срежиссирован так, что хотелось думать о высоком, надеяться на лучшее и верить в гармонию. Тем более что несколькими днями ранее прошёл традиционный сбор труппы, на нём Курентзис выступил с такой зажигательной речью, что вдохновил и окрылил весь коллектив, который на сей раз не стал жаловаться на проблемы и продемонстрировал очень конструктивный настрой.

Как известно, штатных режиссёров сейчас в театре нет, и постановочные функции при подготовке концерта взял на себя художественный руководитель. Курентзис проявил себя как записной эстет: концерт был оформлен минималистически и в то же время смело. Разумеется, конферанс отсутствовал, музыка шла нон-стоп, а названия произведений и имена исполнителей появлялись над сценой в виде субтитров.

Световая партитура была радикальной: во время исполнения сцены из «Аиды» солистка Надежда Бабинцева и женский хор, состоявший из певиц MusicAeterna и Оперного хора (именно такое название предложил для него новый главный хормейстер театра Виталий Полонский), периодически погружались в полную тьму, а певица Надежда Павлова во время исполнения арии Цербинетты из «Ариадны на Наксосе» Рихарда Штрауса вышла на сцену в платье цвета пионерского галстука, и точно таким же цветом озарился задник сцены — впечатление было весьма ярким.

Самым «предметным» и тематическим было оформление сцены во время исполнения Борисом Рудаком хрестоматийной арии Ленского: видеопроекция показала крупный «новогодний» снегопад.

В концертной программе опера преобладала: девять вокальных номеров плюс оркестровый антракт из «Нюрнбергских мейстерзингеров» Вагнера, который и открыл концерт, — против пяти балетных фрагментов. Приоритеты налицо.

Смысл подобных гала — показать всё лучшее, что есть в театре, намекнуть на творческие планы, поделиться новостями. «Всем лучшим» следует признать сказочный звук оркестра и хора, который не зависел ни от смены дирижёров, ни от перехода от оперы к балету. Самое пленительное скрипичное соло прозвучало во время исполнения фрагмента из «Лебединого озера» (дирижёр Валерий Платонов). Неудивительно, что скрипача Андрея Сигеду вытащили в финале концерта на сцену для приёма заслуженных оваций.

В разряде «всего лучшего» — и оперные солисты: «новая надежда» оперной труппы тенор Борис Рудак, который покорил сердца придирчивых эстетов не только голосом, но и отличной литературной дикцией («день грИдущий», а не «грЯдущий», как произносят недоучки); та же Надежда Павлова, умело вплетающая колоратурные «красивости» в аккуратный, без пережимов вокал; Зарина Абаева с арией про иву из «Отелло».

О последней арии надо сказать особо. Если все прочие музыкальные трактовки не отличались оригинальностью, то здесь Теодор Курентзис проявил-таки свою любовь к крайностям: Абаева и оркестр звучали супертихо и супермедленно. «Укрощение голоса» — высший пилотаж для певца, и «продвинутая» часть публики оценила подвиг Зарины, остальные же посчитали исполнение занудным. Словом, спорный вариант.

К разряду «намёков на творческие планы» следует отнести выступление Ивоны Соботки, которая вышла на сцену дважды — с арией Адрианы Лекуврёр из одноимённой оперы Франческо Чилеа и в партии Виолетты в финале «Травиаты», который был и финалом концерта. Полячка прибыла на постановку «Дон Жуана» Моцарта, премьера которого состоится 21 сентября, заодно спела Татьяну в «Евгении Онегине» — первой опере сезона, который открылся, по традиции, произведениями Чайковского.

Режиссёр будущего «Дон Жуана» испанка Валентина Карраско присутствовала в зале на концерте, пугая чопорную публику «альмодоваровской» живостью. Такое непосредственное поведение этот зал редко видит: Валентина активно общалась с подругами-испанками, а в перерыве устроила шуточную потасовку с друзьями-испанцами. «Дон Жуан», похоже, будет весьма игрив.

В качестве «бонуса» зрители гала-концерта получали толстенную «репертуарную книгу», в которой прописаны все спектакли и концерты 143-го сезона, так что антракт можно было посвятить изучению предстоящих премьер.

За сезон оркестр MusicAeterna исполнит все симфонии Бетховена — они станут главным содержанием симфонической программы. Кроме того, несколько концертов подготовит Мартин Зандхоф — немецкий музыкант— «аутентист», который приехал в Пермь на год в качестве концертмейстера оркестра MusicAeterna. Зандхоф радикально предложил исполнять произведения XVII—XVIII веков без дирижёра, что оправдано исторически. Так будут исполнены, например, Бранденбургские концерты Баха.

В течение сезона можно будет увидеть и услышать почти все репертуарные спектакли театра, в том числе «курентзисовские» оперы, для исполнения которых необходимо собрать большой международный состав: «Так поступают все женщины» и «Свадьбу Фигаро» Моцарта, «Королеву индейцев» Пёрселла, «Носферату» Дмитрия Курляндского. В них предстоят некоторые изменения состава — будут вводиться новые певцы, в том числе пермские.

Судя по репертуарной книге, «жуткого авангарда» в течение предстоящего сезона не предвидится. Ну разве что во время Дягилевского фестиваля, программа которого ещё не свёрстана. В целом сезон будет выдержан в том же классическом стиле, что и его открытие.

Юлия Баталина | Интернет-издание NewsKo

поиск