27 октября 2021
Сегодня
28 октября 2021
30 октября 2021
31 октября 2021
03 ноября 2021
05 ноября 2021
09 ноября 2021
12 ноября 2021
14 ноября 2021
16 ноября 2021
26 ноября 2021
27 ноября 2021
28 ноября 2021
30 ноября 2021
Пресса
  • Октябрь
    01
    02
    03
    04
    05
    06
    07
    08
    09
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
    21
    22
    23
    24
    25
    26
    27
  • Ноябрь
16.10.2014
Ведомости: Теодор Курентзис прошел «Зимним путем» Шуберта и Ханса Цендера

Фестиваль современного искусства «Территория» провел свой концерт в Большом зале консерватории, приятно наводнив интересующейся молодежью респектабельные стены. Богема и меломаны тоже явились, что неудивительно, поскольку выступал Теодор Курентзис. Интернациональный стиль для него обычен: он привез из Перми немецкий проект с участием английского солиста. Прозвучало сочинение с приводящим в романтический трепет названием «Зимний путь» — однако это был не просто вокальный цикл Шуберта, а его оркестровая версия, сделанная в 1993 г. немецким композитором и дирижером Хансом Цендером.

Там, где другой оркестровщик ограничился бы переложением фортепианной партии на оркестр, Цендер развернул целую собственную симфонию, проявив себя в искусстве партитуры истинным немцем, предпочитающим любованию чистотой тембров их смешение. В одних случаях тончайшая, в других намеренно грубая работа Цендера была дотошно сыграна оркестром musicAeterna. Каждая из двадцати четырех песен становилась отдельным кунштюком с собственной оркестровой драматургией. Шуберт звучал всеми красками, по всех тональностях, одновременно сам с собою, изо всех точек пространства, а местами в оркестре слышались Малер, Вайль и японские плектры. Тенор Стив Давислим по большей части пел шубертовскую вокальную строчку, но и ему приходилось по воле Шубертова соавтора порой декламировать жалобные тексты Вильгельма Мюллера без нот, пропевать их на манер Шенбергова Spreсhstimme или выкрикивать в мегафон в духе печально известного фюрера.

Аудитория быстро смекнула, что после каждой песни имеет смысл аплодировать, что было бы невозможо при исполнении оригинала. Вспомнил ли кто-нибудь спектакль Кристофа Марталера «Прекрасная мельничиха» — по другому шубертовскому циклу? У Марталера Шуберт был музыкой бюргеров с пивными животами, его поделом было коверкать и щипать. Цендер проделал с Шубертом подобное чисто музыкальными средствами — и академический «Зимний путь», который мы знаем в исполнении топ-звезд вокала, оказался музыкой кабаре и авангарда.

Петр Поспелов | Ведомости

поиск