03 декабря 2022
Сегодня
04 декабря 2022
07 декабря 2022
09 декабря 2022
10 декабря 2022
11 декабря 2022
12 декабря 2022
13 декабря 2022
14 декабря 2022
16 декабря 2022
17 декабря 2022
18 декабря 2022
21 декабря 2022
22 декабря 2022
25 декабря 2022
27 декабря 2022
28 декабря 2022
29 декабря 2022
30 декабря 2022
31 декабря 2022
01 января 2023
02 января 2023
03 января 2023
04 января 2023
05 января 2023
06 января 2023
07 января 2023
08 января 2023
11 января 2023
12 января 2023
13 января 2023
14 января 2023
15 января 2023
18 января 2023
19 января 2023
21 января 2023
22 января 2023
28 января 2023
29 января 2023
31 января 2023
Пресса
  • Декабрь
    03
  • Январь
16.10.2014
Ведомости: Теодор Курентзис прошел «Зимним путем» Шуберта и Ханса Цендера

Фестиваль современного искусства «Территория» провел свой концерт в Большом зале консерватории, приятно наводнив интересующейся молодежью респектабельные стены. Богема и меломаны тоже явились, что неудивительно, поскольку выступал Теодор Курентзис. Интернациональный стиль для него обычен: он привез из Перми немецкий проект с участием английского солиста. Прозвучало сочинение с приводящим в романтический трепет названием «Зимний путь» — однако это был не просто вокальный цикл Шуберта, а его оркестровая версия, сделанная в 1993 г. немецким композитором и дирижером Хансом Цендером.

Там, где другой оркестровщик ограничился бы переложением фортепианной партии на оркестр, Цендер развернул целую собственную симфонию, проявив себя в искусстве партитуры истинным немцем, предпочитающим любованию чистотой тембров их смешение. В одних случаях тончайшая, в других намеренно грубая работа Цендера была дотошно сыграна оркестром musicAeterna. Каждая из двадцати четырех песен становилась отдельным кунштюком с собственной оркестровой драматургией. Шуберт звучал всеми красками, по всех тональностях, одновременно сам с собою, изо всех точек пространства, а местами в оркестре слышались Малер, Вайль и японские плектры. Тенор Стив Давислим по большей части пел шубертовскую вокальную строчку, но и ему приходилось по воле Шубертова соавтора порой декламировать жалобные тексты Вильгельма Мюллера без нот, пропевать их на манер Шенбергова Spreсhstimme или выкрикивать в мегафон в духе печально известного фюрера.

Аудитория быстро смекнула, что после каждой песни имеет смысл аплодировать, что было бы невозможо при исполнении оригинала. Вспомнил ли кто-нибудь спектакль Кристофа Марталера «Прекрасная мельничиха» — по другому шубертовскому циклу? У Марталера Шуберт был музыкой бюргеров с пивными животами, его поделом было коверкать и щипать. Цендер проделал с Шубертом подобное чисто музыкальными средствами — и академический «Зимний путь», который мы знаем в исполнении топ-звезд вокала, оказался музыкой кабаре и авангарда.

Петр Поспелов | Ведомости

поиск