07 декабря 2022
Сегодня
09 декабря 2022
10 декабря 2022
11 декабря 2022
12 декабря 2022
13 декабря 2022
14 декабря 2022
16 декабря 2022
17 декабря 2022
18 декабря 2022
21 декабря 2022
22 декабря 2022
25 декабря 2022
27 декабря 2022
28 декабря 2022
29 декабря 2022
30 декабря 2022
31 декабря 2022
01 января 2023
02 января 2023
03 января 2023
04 января 2023
05 января 2023
06 января 2023
07 января 2023
08 января 2023
11 января 2023
12 января 2023
13 января 2023
14 января 2023
15 января 2023
18 января 2023
19 января 2023
21 января 2023
22 января 2023
28 января 2023
29 января 2023
31 января 2023
Пресса
  • Декабрь
    07
  • Январь
26.11.2014
КоммерсантЪ: Псалом как слалом

В представительной и изысканной афише «Дягилев P.S.» концерт MusicAeterna значится рядом с петербургскими премьерами «FAR» Уэйна Макгрегора и «Сутры» Сиди Ларби Шеркауи (см. «Ъ» от 21 и 24 ноября) — такое соседство выступлений пермских музыкантов с ведущими ньюсмейкерами европейской сцены нельзя не признать символичным: едва ли на сегодняшний день Россия может похвастаться другим столь же свободно конвертируемым культурным брендом, который вызывал бы в уходящем году больше интереса на Западе. К тому же в Петербург Теодор Курентзис привез программу, успешно обкатанную в прошлом сезоне в парижском Cite de la musique и Берлинской филармонии, но в России до сих пор звучавшую только в Перми,— Dixit Dominus Генделя в первом отделении плюс «Дидона и Эней» Перселла во второй части вечера. Генделевский псалом появился в репертуаре MusicAeterna сравнительно недавно, opus magnum Перселла Курентзис играет с начала нулевых (в Петербурге он прозвучал в интерпретации, в целом наследующей легендарной уже записи 2007 года, но словно бы укрупненной, масштабированной для большой концертной эстрады) — однако в прочтении обоих названий и сам дирижер, и его оркестранты, и подопечные хормейстера Виталия Полонского выходят на принципиально новые рубежи и для себя, и для всего исторически информированного исполнительства.

Тот же Dixit Dominus — одна из самых часто звучащих генделевских духовных вещей с обширной (и очень разной) исполнительской историей, но то, как эта партитура звучала у Джона Элиота Гардинера или Эмманюэль Аим, перестает иметь значение после сделанной на первых же тактах партитуры прямой инъекции адреналина в сердце. Пермяки заставляют пережить восьмичастный псалом как получасовой сеанс катания на американских горках — едва привыкнув к турбулентным темпам, высоковольтным запилам струнных и экзотической для наших широт виртуозности хористов, ты проваливаешься в черную дыру предфинального сопранового дуэта с его остановившимся временем и орнаментикой родом из любезной сердцу Курентзиса Византии. Уже в антракте, придя в себя после тяжелого нокдауна, вспоминаешь о том, что Dixit Dominus написан вообще-то очень молодым, только-только разменявшим третий десяток человеком, и вполне возможно, что композитор именно так себе эту музыку (даром что предназначенную для исполнения в римских церквях) и представлял — мятежным, горячечным, сверхстрастным ураганом. Впрочем, подводить под трактовки Курентзиса какие-либо культурологические обоснования — дело гиблое: воздействующие при всем своем ледяном совершенстве остро, буквально физиологически, как солнечный удар, они все равно оказываются шире любых предложенных их толкователями рамок.

Петербургские ангажементы Теодора Курентзиса за последние десять лет можно пересчитать по пальцам одной руки: печальная история противоречивых взаимоотношений греческого дирижера и руководителей ключевых музыкальных институтов города, в котором он учился у Ильи Мусина и делал первые карьерные шаги, давно уже стала притчей во языцех. В октябре 2011-го на том же фестивале «Дягилев P.S.» Курентзис представлял в Александринском театре «Рамо-гала», минувшей весной он приезжал с вокалистами MusicAeterna на Международный хоровой фестиваль, но нынешний концерт в Большом зале филармонии стал, по сути, его первым за многие годы полноценным выступлением на главной музыкальной сцене Петербурга. Почему так вышло — сюжет, требующий отдельного непростого разговора, но сегодня куда важнее то, что этот вполне себе исторический концерт все-таки состоялся. Директор фестиваля «Дягилев P.S.» Наталья Метелица спродюсировала вечер, о котором будут вспоминать еще долго и, не исключено, будут рассказывать о нем детям и внукам — ничего подобного в Петербурге не слышали уже очень и очень давно.

Дмитрий Ренанский | КоммерсантЪ

поиск