09 февраля 2023
Сегодня
10 февраля 2023
11 февраля 2023
12 февраля 2023
15 февраля 2023
16 февраля 2023
18 февраля 2023
19 февраля 2023
22 февраля 2023
25 февраля 2023
26 февраля 2023
01 марта 2023
02 марта 2023
05 марта 2023
07 марта 2023
08 марта 2023
10 марта 2023
11 марта 2023
14 марта 2023
15 марта 2023
17 марта 2023
18 марта 2023
19 марта 2023
21 марта 2023
01 апреля 2023
02 апреля 2023
04 апреля 2023
05 апреля 2023
07 апреля 2023
08 апреля 2023
09 апреля 2023
12 апреля 2023
14 апреля 2023
15 апреля 2023
16 апреля 2023
19 апреля 2023
20 апреля 2023
22 апреля 2023
23 апреля 2023
27 апреля 2023
29 апреля 2023
30 апреля 2023
Пресса
  • Февраль
    09
  • Март
  • Апрель
02.12.2014
Business-Class: Пермский период Моцарта

Эта неделя в Перми проходит под знаком Моцарта и Курентзиса. В Пермском театре оперы и балета завершена работа над одним из самых больших и амбициозных проектов: за три года один за другим были поставлены три оперы, созданные великим композитором в содружестве с великим либреттистом. Руководителем проекта и дирижером всех постановок был Теодор Курентзис. 

Первой оперой трилогии стала Cosi fan tutte («Так поступают все»), впервые в истории российской сцены поставленная в аутентичной манере. 

За постановку Cosi fan tutte Теодор Курентзис получил «Золотую маску –2013» за лучшую работу дирижера в опере. В 2012 году была поставлена «Свадьба Фигаро». И здесь за виртуозную работу хаммерклавирист Максим Емельянычев был отмечен спецпризом «Золотой маски – 2014». В 2014 году трилогия завершилась постановкой самого знаменитого моцартовского шедевра – оперы «Дон Жуан». 

О каждой из этих постановок Пермского оперного написано много, но большинство критиков сходятся во мнении, что так Моцарта раньше не играли. Появился новый культурный феномен – «пермский Моцарт».

Самого Курентзиса часто спрашивают: почему его Моцарт другой? Дирижер объясняет, что «его Моцарт» наиболее приближен к оригинальному замыслу автора, и это необычно для публики. За долгую историю исполнения музыки Моцарта ее не раз адаптировали, особенно этим «грешили» в эпоху романтизма, и именно этот романтизированный вариант все и привыкли воспринимать как «настоящего» Моцарта. 

Музыка в Пермском оперном звучит по-другому еще и потому, что в оркестре собраны аутентичные инструменты с настоящими жильными струнами, как это было во времена Моцарта. Солисты и хор соблюдают певческую традицию того времени.

Но есть и еще один важный момент – смелость дирижера в обращении с музыкальными шедеврами. Режиссер Валентина Карраско, поставившая вместе с Курентзисом на пермской сцене оперу «Дон Жуан», отмечала: «Для него музыка – не ноты, не точно написанная четкая схема, а открытая система, живой дышащий организм. И он спокойно может где-то каденцию добавить – и музыка начинает дышать свежо. Тем самым Теодор сохраняет ее свободный дух. Именно так поступали во времена, когда эта музыка была создана: хотел певец где-то каденцию добавить – и добавлял, и композиторы с ним соглашались».

Непривычная экспрессивная манера дирижирования Теодора Курентзиса дополняется отсутствием привычной дирижерской палочки в руках. «Палочка – не более чем предмет для внешней идентификации профессии», – утверждает Курентзис. Он считает, что управлять оркестром, держа в руке палочку, все равно что прикасаться к чему-то в перчатках: невозможно ощутить подлинность ощущений и впечатлений. 

Работу дирижера иногда сравнивают с работой театрального режиссера. И тот и другой работают с коллективом, представляют свою трактовку произведения публике. Но режиссер не присутствует на сцене, а дирижер все время ощущает – в буквальном смысле этого слова – всем телом энергетику зала и его настроение. И всегда существует искушение: сыграть так, чтобы понравиться залу. По словам Теодора Курентзиса, даже самый благожелательно настроенный зал не всегда понимает замысел дирижера, но сам он никогда не идет на компромисс и не предлагает публике «пряник». «Дирижер должен быть честен прежде всего с самим собой» – это один из основных принципов Теодора Курентзиса. Главное для него – научить людей по-настоящему слышать и чувствовать музыку, а не подстраиваться под их вкус. 

«Пермский Моцарт» станет известен всему миру благодаря CD-дискам компании Sony Classic, которая подписала с Теодором Курентзисом и Пермским театром оперы и балета эксклюзивный долгосрочный контракт. 

Первый же диск с оперой Le nozze di Figaro («Свадьба Фигаро»), выпущенный в феврале этого года, стал событием в музыкальном мире. Запись удостоилась престижной премии ECHO Klassik в номинации «Лучшая запись года: опера XVII-XVIII века» и стала CD года по версии журнала Opernwelt. В конце года выйдет диск с оперой Cosi fan tutte («Так поступают все»), на осень следующего года запланирован выход Don Giovanni («Дон Жуан»).

Сегодня Soni может смело поставить в план еще одного Моцарта: Теодор Курентзис вместе с хором и оркестром musicAeterna приглашен поставить оперу «Милосердие Тита» на самом престижном в мире Зальцбургском музыкальном фестивале. Как рассказал Теодор Курентзис, постановка будет осуществлена в 2017 году. и он очень надеется, что ему удастся показать «Милосердие Тита» в Перми. «Пермский период» Моцарта продолжается.  

Ольга Яковлева | Business-Class

поиск