Первой оперой трилогии стала Cosi fan tutte («Так поступают все»), впервые в истории российской сцены поставленная в аутентичной манере.
За постановку Cosi fan tutte Теодор Курентзис получил «Золотую маску –2013» за лучшую работу дирижера в опере. В 2012 году была поставлена «Свадьба Фигаро». И здесь за виртуозную работу хаммерклавирист Максим Емельянычев был отмечен спецпризом «Золотой маски – 2014». В 2014 году трилогия завершилась постановкой самого знаменитого моцартовского шедевра – оперы «Дон Жуан».
О каждой из этих постановок Пермского оперного написано много, но большинство критиков сходятся во мнении, что так Моцарта раньше не играли. Появился новый культурный феномен – «пермский Моцарт».
Самого Курентзиса часто спрашивают: почему его Моцарт другой? Дирижер объясняет, что «его Моцарт» наиболее приближен к оригинальному замыслу автора, и это необычно для публики. За долгую историю исполнения музыки Моцарта ее не раз адаптировали, особенно этим «грешили» в эпоху романтизма, и именно этот романтизированный вариант все и привыкли воспринимать как «настоящего» Моцарта.
Музыка в Пермском оперном звучит по-другому еще и потому, что в оркестре собраны аутентичные инструменты с настоящими жильными струнами, как это было во времена Моцарта. Солисты и хор соблюдают певческую традицию того времени.
Но есть и еще один важный момент – смелость дирижера в обращении с музыкальными шедеврами. Режиссер Валентина Карраско, поставившая вместе с Курентзисом на пермской сцене оперу «Дон Жуан», отмечала: «Для него музыка – не ноты, не точно написанная четкая схема, а открытая система, живой дышащий организм. И он спокойно может где-то каденцию добавить – и музыка начинает дышать свежо. Тем самым Теодор сохраняет ее свободный дух. Именно так поступали во времена, когда эта музыка была создана: хотел певец где-то каденцию добавить – и добавлял, и композиторы с ним соглашались».
Непривычная экспрессивная манера дирижирования Теодора Курентзиса дополняется отсутствием привычной дирижерской палочки в руках. «Палочка – не более чем предмет для внешней идентификации профессии», – утверждает Курентзис. Он считает, что управлять оркестром, держа в руке палочку, все равно что прикасаться к чему-то в перчатках: невозможно ощутить подлинность ощущений и впечатлений.
Работу дирижера иногда сравнивают с работой театрального режиссера. И тот и другой работают с коллективом, представляют свою трактовку произведения публике. Но режиссер не присутствует на сцене, а дирижер все время ощущает – в буквальном смысле этого слова – всем телом энергетику зала и его настроение. И всегда существует искушение: сыграть так, чтобы понравиться залу. По словам Теодора Курентзиса, даже самый благожелательно настроенный зал не всегда понимает замысел дирижера, но сам он никогда не идет на компромисс и не предлагает публике «пряник». «Дирижер должен быть честен прежде всего с самим собой» – это один из основных принципов Теодора Курентзиса. Главное для него – научить людей по-настоящему слышать и чувствовать музыку, а не подстраиваться под их вкус.
«Пермский Моцарт» станет известен всему миру благодаря CD-дискам компании Sony Classic, которая подписала с Теодором Курентзисом и Пермским театром оперы и балета эксклюзивный долгосрочный контракт.
Первый же диск с оперой Le nozze di Figaro («Свадьба Фигаро»), выпущенный в феврале этого года, стал событием в музыкальном мире. Запись удостоилась престижной премии ECHO Klassik в номинации «Лучшая запись года: опера XVII-XVIII века» и стала CD года по версии журнала Opernwelt. В конце года выйдет диск с оперой Cosi fan tutte («Так поступают все»), на осень следующего года запланирован выход Don Giovanni («Дон Жуан»).
Сегодня Soni может смело поставить в план еще одного Моцарта: Теодор Курентзис вместе с хором и оркестром musicAeterna приглашен поставить оперу «Милосердие Тита» на самом престижном в мире Зальцбургском музыкальном фестивале. Как рассказал Теодор Курентзис, постановка будет осуществлена в 2017 году. и он очень надеется, что ему удастся показать «Милосердие Тита» в Перми. «Пермский период» Моцарта продолжается.