На брифинге, прошедшем в частной филармонии «Триумф», художественный руководитель Пермского театра оперы и балета Теодор Курентзис представил программу Дягилевского фестиваля-2018. О главных событиях форума, который в этом году пройдёт с 14 по 24 июня, рассказывает театральный критик, Дмитрий Ренанский.
Иначе как сенсационной программу грядущего Дягилевского фестиваля не назовеёшь — и дело тут вовсе не в том, что российские премьеры спектаклей, которые будут показаны в Перми в начале лета, составили бы честь любому театральному форуму Москвы и Петербурга. В этом году Дягилевский представляет впечатляющую панораму современной художественной сцены — от актуального театра до мировых музыкальных премьер, от спродюсированных в Перми копродукций с европейскими партнёрами — до свежайших хитов мирового театрального рынка. Соседство имён Ромео Кастеллуччи, Робера Лепажа, Алена Плателя в афише форума — знак перехода Перми в высшую фестивальную лигу. Параллельно Дягилевский продолжает осваивать уникальный для России формат городского фестиваля искусств, ориентированного на максимально широкий охват аудитории и обращённого одновременно к самым разным возрастным и социальным группам.
Театр: художники, визионеры, циркачи
Фестиваль откроется премьерой новой постановки драматической оратории Артюра Онеггера «Жанна на костре» (14, 15, 16 июня) — копродукцией Пермской оперы с оперными театрами Базеля и Лиона, где мировая премьера спектакля состоялась в прошлом сезоне. Главный герой проекта — режиссёр-визионер Ромео Кастеллуччи: гипнотическая красота его постановок отсылает к живописи итальянского Возрождения, а брутальная сила — к традиции перформанса ХХ века. Спектакли основателя театральной компании «Общество Рафаэля Санти» не раз гастролировали в России, но в амплуа оперного режиссёра он предстанет перед отечественной публикой впервые — в последние годы Кастеллуччи особенно успешно работает на Западе именно на музыкальной сцене. Историю национальной героини Франции Онеггер рассказывает как череду предсмертных флэшбеков, а главные роли доверяет драматическим актёрам. Брата Доминика, читающего привязанной к столбу Жанне д’Арк книгу её жизни, в Перми сыграет звезда французского артхауса Дени Лаван, хорошо знакомый российскому зрителю по ролям в фильмах режиссера Леоса Каракса («Любовники с Нового моста», «Корпорация „Святые моторы“»).
Самый масштабный проект и ключевая продюсерская победа Дягилевского-2018 — российская премьера спектакля «Needles and Opium» («Иглы и опиум») Робера Лепажа (17, 18 июня) — канадского режиссёра, которого даже самые невосторженные критики по всему миру спокойно и уверенно называют гением. То, что эта постановка канадской компании ExMachina всё-таки доедет до Перми — настоящее чудо: технологически изощренные, предъявляющие повышенные требования к принимающей стороне шоу перфекциониста Лепажа до сих пор гастролировали только в Москве, а обеспечить их привоз могли лишь супертяжеловесы театрального рынка вроде Чеховского фестиваля. В Перми покажут одну из последних работ Лепажа, объездившую весь мир и побывавшую на самых престижных театральных форумах планеты — с фирменной декорацией-трансформером, превращающей драматический спектакль в мультимедийный аттракцион, захватывающее зрелище на грани акробатики и цирка (недаром режиссёр сотрудничал с Цирком дю Солей), бросающее вызов законам гравитации. Герои «Игл и опиума» — культовый джазовый музыкант Майлс Дэвис и классик французской литературы Жан Кокто: в сочинённом самим Лепажем сценарии частные, интимные, исповедальные истории как всегда у великого канадского режиссёра складываются в эпическое театральное полотно.
Третий ньюсмейкер театральной программы Дягилевского — бельгийский хореограф Ален Платель, четыре года назад уже выступавший в Перми со спектаклем C (h) œurs. На этот раз подопечные Теодора Курентзиса привозят новую работу танцевальной компании les ballets C de la B, впервые показанную полтора года назад на Рурской триеннале (19, 20 июня). Исполняемый восемью танцовщиками под аккомпанемент симфонической музыки Густава Малера «Nicht schlafen» («Не спать!») — спектакль о том, что человек человеку — волк, а ещё о том, что общего у предгрозовой реальности 2010-х с Европой накануне Первой мировой войны. Танцевальный вектор фестиваля продолжит премьера перформанса «Camilla» Анны Гарафеевой (23 июня): один из самых заметных российских хореографов новой волны осмысляет трагическую историю взаимоотношений Огюста Родена и его ученицы Камиллы Клодель — любовь к великому скульптору погубила не только её творчество, но и её жизнь. Вместе с номинанткой прошлогодней «Золотой маски» над проектом работает лучший российский театральный сценограф Ксения Перетрухина (декорации оперы «Cantos» — её рук дело) и новый фаворит Теодора Курентзиса — композитор Алексей Ретинский.
Сам Курентзис откроет Дягилевский «Жанной на костре», приурочив исполнение к 80-летию со дня мировой премьеры партитуры Артюра Онеггера, в которой грегорианские хоралы органично уживаются с джазом. Фестивальные выступления худрука Пермской оперы складываются в мини-антологию музыки ХХ века: одной из тихих кульминаций форума станет «Лунный Пьеро» Арнольда Шенберга (18 июня) — написанный в 1912 году манифест музыкального экспрессионизма, настоянный на терпком духе предвоенных венских кабаре. На закрытии фестиваля (24 июня) прозвучит продолжение традиционного малеровского сериала: после сыгранных в прошлые годы симфоний-блокбастеров (Пятой, Шестой, Первой) настал черед самой камерной, лирической и светлой симфонии композитора — Четвёртой (1901), объединённой в одной программе с вокальным циклом «Волшебный рог мальчика».
В музыкальной программе Дягилевского-2018 хватает и хорошо знакомых имён (пианисты Алексей Любимов и Александр Мельников, бельгийский коллектив старинной музыки Graindelavoix, Московский ансамбль современной музыки), и полюбившихся форматов вроде Piano-gala (16 июня), вечера world music (19 июня) или ночных концертов. Характерная отличительная черта афиши, как и в прошлые годы — курс на преодоление культурных и жанровых барьеров: концерт музыки Арво Пярта от Ensemble Modern из Франкфурта-на-Майне (18 июня) — едва ли не самого статусного в мире коллектива, специализирующегося на современном репертуаре — соседствует с выступлением легендарного саксофониста Евгения Стригалева (17 июня), уехавшего в начале нулевых из Санкт-Петербурга в Лондон и ставшего звездой западной джазовой сцены. Опробуют на Дягилевском и новые способы диалога с публикой — в афише заявлена целая серия «Sleep concerts» (15, 18, 20, 22 июня): чрезвычайно модного сегодня в Европе формата, когда в зале расставлены лежачие места, а вместе с программкой слушатель получает подушку с одеялом — можно послушать музыку, а можно под неё и вздремнуть, передохнув от фестивального марафона.
Как и положено всякому уважающему себя крупному форуму искусств, в афише Дягилевского есть несколько крупных российских музыкальных премьер — причем обе они связаны с Америкой. С новой программой Cellular Songs (22−23 июня) в Пермь едет Мередит Монк — живая легенда американской арт-сцены ХХ века, знаменитая певица, танцовщица, композитор и кинорежиссёр, излюбленная героиня нью-йоркской богемы. Она писала музыку для «Большого Лебовски» братьев Коэнов, её инсталляции выставлялись в передовых музеях Старого и Нового светa, а записи на аудиофильском лейбле ECM давно стали предметом культа среди просвещённых меломанов. Вторая по значимости премьера фестиваля — первое в России исполнение «Буковинских песен» главного русского композитора наших дней Леонида Десятникова (23 июня): до сих пор фрагменты цикла из 24 прелюдий для фортепиано, основанных на украинском фольклоре, в исполнении блистательного Алексея Гориболя слышали только в Нью-Йорке.