03 декабря 2022
Сегодня
04 декабря 2022
07 декабря 2022
09 декабря 2022
10 декабря 2022
11 декабря 2022
12 декабря 2022
13 декабря 2022
14 декабря 2022
16 декабря 2022
17 декабря 2022
18 декабря 2022
21 декабря 2022
22 декабря 2022
25 декабря 2022
27 декабря 2022
28 декабря 2022
29 декабря 2022
30 декабря 2022
31 декабря 2022
01 января 2023
02 января 2023
03 января 2023
04 января 2023
05 января 2023
06 января 2023
07 января 2023
08 января 2023
11 января 2023
12 января 2023
13 января 2023
14 января 2023
15 января 2023
18 января 2023
19 января 2023
21 января 2023
22 января 2023
28 января 2023
29 января 2023
31 января 2023
Ход работ
  • Декабрь
    03
  • Январь
06.04.2021
«Одно из ста лучших бюро в мире»
На днях архитектурное бюро wHY опубликовало у себя в инстаграме очередные рендеры нового здания Пермского театра оперы и балета. Текст под публикацией не совсем дежурный — архитекторы представляют проект как этапный, суммирующий предшествующие проекты.

Для меня это стало импульсом наконец поговорить о том, что это за бюро, тем более, что в городской прессе о них до сих пор не было статей.

2903-12-1.jpg


Лидером WHY является тайский архитектор Кулапат Янтрасаст, в начале своей карьеры один из партнеров в архитектурной мастерской Тадао Андо — признанной мировой звезды архитектуры, лауреата архитектурного аналога Нобелевки, премии Прицкера. Выбор мастерской для начала карьеры не случаен. Янтрасаст после получения диплома с отличием продолжил своё обучение в Японии, ведущей архитектурной школе в послевоенное время не только в Азии, но и в мире.

В мастерской будущий основатель wHY курировал на месте постройку ряда знаковых строений, среди которых музей современного искусства в Форт Уорте в Техасе, в котором очень ярко раскрывается творческий метод Тадао Андо. Он —  минималист, его архитектура построена вокруг трёх составляющих: фактура поверхности, почти храмовое ощущение света и гармония пуристского белого и цвета материалов.

2903-12-3.jpg
Фото www.tadao-ando.com


Музей в Форт Уорте — одна из признанных достопримечательностей Техаса, сложная стеклянная структура, в которой право голоса отдано отражению воды на поверхности фасада, бетонной опалубке обнаженной конструкции потолка и чистому белому кубу самой галереи. По этим поверхностям скользит свет, разливаясь и подсвечивая детали — такие вещи не передают фотографии, их нужно наблюдать воочию и так умеет только Андо, за что и получил премию.

Специалисты по общественным пространствам

После успеха проектов начала двухтысячных Кулапат Янтрасаст в 2003-м году основал своё архитектурное бюро wHY. Его первым значимым проектом стал художественный музей в городе Гранд-Рапидс в Мичигане (в динамично развивающемся городе, современной пивной столице Америке), реализация которого завершилась в 2007-м году.

2903-12-4.jpg


Ключевым фактором в выборе архитектора стал опыт Янтрасаста в проекте музея в Форт Уорте (по сути бюро получило американскую прописку в Лос-Анжелесе и Нью-Йорке именно из-за этого заказа).

Концептуально первое здание wHY повторяет многие ходы архитектуры Тадао Андо, учителя — здесь и множество стекла, и обнаженная бетонная опалубка стен выдающегося качества. Главной особенностью комплекса является то, что он стал первым музеем в мире, сертифицированным LEED Gold – такую сертификацию выдают за энергоэффективность и экологичность проектов. Здание плавно продолжает ландшафтный парк архитектора Майи Лин, отражая зеленные кроны во входной группе, зеркальном щите.

Настоящую известность wHY принёс проект расширения художественного музея в Луисвилле. В конкурсе бюро Кулапата Янтрасаста обошло множество звездных заявок: участвовали, например, Бьярке Ингельс и Snøhetta. Проект выделяет использование консоли для входной группы из гофрированных металлических панелей и фриттованного стекла, которые бесконечно зеркалят и создают ощущение очень глубокого пространства.

2903-12-2.jpg


Внутри, подобно архитектуре Андо, торжество белого света и бетонных поверхностей. В инженерной составляющей — всё то же внимание к энергоэффективности и экологичности. Как любит повторять сам Кулапат Янтрасаст в своих интервью: «Через двадцать или тридцать лет у людей, возможно, будет другое представление об искусстве. Они, возможно, захотят изменить музей, и моя задача, как архитектора, заложить такую возможность».

После успеха этих двух музеев бюро wHY получило репутацию специалистов по общественным пространствам. Их проекты последних лет: музей азиатского искусства в Сан-Франциско, центр искусств и музыки в Пало Алто, находящийся рядом со штаб-квартирой Google, галерея Дэвида Кордански в Лос-Анджелесе. Два проекта стоит выделить особо: это расширение крыла им. Майкла Рокфеллера музея Метрополитен в Нью-Йорке, одного из самых известных в мире, и университетский музей Гарварда с очень серьёзной коллекцией.

Для обоих проектов wHY выбрали без конкурса. Директор музея Метрополитен Макс Холяйн представлял проект так: «Эта реконструкция основной части мировой коллекции Метрополитена благодаря экстраординарному дизайну Кулапата Янтрасаста станет проявлением нашей способности еще больше продвинуть понимание, оценку и контекстуализацию наиболее значимых мировых культур».

2903-12-5.jpg


В конце 2019-го года журнал AD, входящий в холдинг Conde Nast, назвал бюро wHY одним из 100 лучших бюро мира, при этом отметив качество их проектов. С тех пор бюро разработало проект нового здания Пермского театра оперы и балета и сделало один из лучших новых парков мира в Торонто.

Новая сцена как танец балерины во вращении

Какие основные черты их архитектуры? Как и большая часть современных японских архитекторов, к школе которых принадлежит Янтрасаст, одной из основных тем для wHY является прозрачность, визуальное растворение бетона за счёт стекла и зеркалящих поверхностей до состояния естественного материала, почти камня. Так работают лауреаты Притцкера Тадао Андо, Казуё Седзима, Рю Нисизава, Тойо Ито. 

Японская архитектура тяготеет к включению внешнего пространства в архитектуру здания или же доведению границы между ними до состояния неразличимости. Японская современная архитектура впервые продемонстрировала этот трюк на Парижской всемирной выставке в 1937-м году, когда ученик Ле Корбюзье Дзюндзо Сакакура создал модернистский павильон в духе учителя, при этом сделав шаг дальше и инкорпорировав внутрь объёма здания сад.


Янтрасаст создаёт архитектуру прозрачную, много работает с ландшафтным дизайном, его здания всегда вписаны в окружающую действительность. Они экологичны, энергоэффективны и натуральны — в них даже стекло и бетон кажутся естественными материалами.

Проект нового здания Пермского оперного театра суммирует эти принципы — в центре города должен появится новый образ, который одновременно будет зеркалить поверхность Камы и при этом принесет с собой новый ландшафтный дизайн. В него заложен новый парк, цель которого связать территорию Городских горок от планетария с центром, открыть вход на Шпагина с Ленина и привлечь людей как из Мотовилихи, так и из центра, объединив город.

2903-12-6.jpg


Архитектурно Новая сцена — сложный криволинейный объем из полупрозрачных поверхностей, неправильный цилиндр с вложенным коробом, подобным танцу балерины во вращении. Так говорят сами архитекторы, но можно и без метафор — это объём самой сцены, покрытый деревом и медью, которые создают ощущение проросшей сквозь здание природы в духе Тойо Ито. Кажется, никто ещё в Перми не обсуждал этот проект с точки зрения настоящей архитектурной критики — внутри контекста архитектуры, к которой он принадлежит. А с такой точки зрения у него фантастическое качество.
поиск