19 ноября 2019
20 ноября 2019
22 ноября 2019
23 ноября 2019
24 ноября 2019
30 ноября 2019
01 декабря 2019
03 декабря 2019
04 декабря 2019
05 декабря 2019
06 декабря 2019
07 декабря 2019
08 декабря 2019
10 декабря 2019
12 декабря 2019
13 декабря 2019
14 декабря 2019
15 декабря 2019
24 декабря 2019
25 декабря 2019
27 декабря 2019
28 декабря 2019
29 декабря 2019
31 декабря 2019
03 января 2020
04 января 2020
05 января 2020
Афиша
  • Ноябрь
    01
    02
    03
    04
    05
    06
    07
    08
    09
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
  • Декабрь
  • Январь
Балет
20 Октября / Чт 19:00–21:00
Бахчисарайский фонтан
Б. Асафьев
Балет в 3 действиях с прологом и эпилогом
Либретто Николая Волкова по поэме Александра Пушкина. Хореография Ростислава Захарова. Сценография Валентины Ходасевич  

Балет написан в 1934 году, в данной сценической версии представлен в Перми в 2011-м

Сюжетная основа «Бахчисарайского фонтана» — одноименная поэма Александра Пушкина, написанная по мотивам легенды эпохи расцвета Крымского ханства о безответной любви хана Гирея к захваченной полячке Марии. Пермская версия балета является точной реконструкцией хореографии первого постановщика, первооткрывателя жанра «драмбалет» Ростислава Захарова. Восстановление спектакля 1934 года осуществлено Галиной Рахмановой, педагогом-репетитором Мариинского театра, где балет Захарова был впервые поставлен и многие годы не сходил со сцены. Декорации и костюмы воссозданы по оригинальным макетам и эскизам Валентины Ходасевич.


КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Действующие лица:

Князь Адам, польский магнат 
Мария, его дочь 
Вацлав, жених Марии 
Гирей, крымский хан 
Зарема, любимая жена Гирея 
Вторая жена Гирея 
Нурали, военачальник 
Польские паны, паненки, управляющий замком, аббат, начальник стражи, лазутчики, татары, стража

Действие происходит в Польше и Бахчисарае на рубеже XVIII—XIX веков

ПРОЛОГ

Уединенный покой в Бахчисарайском дворце. Перед мраморным фонтаном, воздвигнутым в память о «горестной Марии», склонился хан Гирей.

ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ

В старинном замке празднуют день рождения Марии, дочери знатного польского феодала.

Княжна Мария, оставив гостей, встречается со своим женихом Вацлавом.

Из темноты неожиданно появляется лазутчик из вражеских отрядов хана Гирея. Едва он успевает скрыться в густых зарослях парка, как вбегает выслеживающая его польская стража.

Праздник тем временем идет своим чередом. Под звуки торжественного полонеза в парк выходят гости. В первой паре — Мария со своим отцом. Полонез сменяется мазуркой, танец следует за танцем.

Веселье прерывается появлением раненного начальника стражи, который сообщает о набеге татар. Князь Адам призывает мужчин к оружию. Женщины укрываются в замке. Обнажив сабли, поляки готовятся отразить натиск врага. Горит подожженный татарами замок. В смертельной схватке с врагами гибнут его защитники.

Чудом уцелевшие Мария и Вацлав бегут сквозь пламя пожара и хаос кровавой битвы, но им преграждает дорогу предводитель набега — крымский хан Гирей. Вацлав бросается навстречу Гирею, но тут же падает, сраженный его кинжалом. Хан срывает с Марии шаль и застывает, восхищенный ее красотой.

ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ

Гарем хана Гирея в Бахчисарайском дворце. Среди многочисленных наложниц — Зарема, любимая жена Гирея.

Звучат боевые трубы. Гарем готовится к встрече своего господина. С богатой добычей возвращаются татары. Бережно проносят плененную Марию.

В задумчивости Гирей входит в гарем. Напрасно Зарема пытается развлечь хана, он ее не замечает. Вдруг на лице Гирея вспыхивает радость: служанка проводит через зал новую пленницу — польскую княжну. Зарема понимает, что утратила любовь Гирея.

Тщетно наложницы пытаются развеселить своего господина, тщетно надеется Зарема вернуть его любовь. Отстранив Зарему, хан уходит. Зарема в отчаянии.

ДЕЙСТВИЕ ТРЕТЬЕ

Роскошная опочивальня. Здесь, охраняемая старой прислужницей, томится прекрасная пленница хана. Только одна лира напоминает Марии о прежней жизни, свободе, былом счастье. В памяти возникает целый мир воспоминаний о родном доме и о Вацлаве.

Мечты Марии нарушает появление Гирея. Хан молит девушку принять его смиренную любовь и все богатства, которыми владеет. Но Мария испытывает лишь страх и отвращение к Гирею, убившему ее возлюбленного, родных и друзей. Гирей покорно удаляется.

Ночью в опочивальню княжны проникает Зарема. Она обращается к Марии с горячей исповедью и требует, чтобы княжна оттолкнула от себя Гирея. Страстная речь Заремы непонятна Марии и пугает ее.

Зарема замечает тюбетейку Гирея, забытую им при объяснении с Марией. Значит, Гирей был здесь. Охваченная ревностью, Зарема бросается на Марию с кинжалом. Вбегает Гирей, но поздно: Зарема убивает Марию.

Двор в Бахчисарайском дворце хана Гирея. Все склонились перед ним в молчаливом раболепии.

Ничто не радует и не волнует хана: ни возвращение татар после нового набега, ни новые прекрасные пленницы.

Зарему ведут к месту казни. По знаку Гирея ее бросают в пропасть.

Военачальник Гирея Нурали пытается отвлечь господина от мрачных дум. Но воинственные пляски не приносят забвения.

ЭПИЛОГ

Гирей у Фонтана слез. Вереницей бегут воспоминания, снова и снова воскресает в его памяти прекрасный образ Марии.

Возрастная категория: 12+
Продолжительность: 2 часа 0 минут
Количество антрактов: 2
постановщики
Художественный руководитель постановки: Алексей Мирошниченко
Музыкальный руководитель постановки и дирижер: Валерий Платонов
Дирижер: Дамир Максутов
Художник по костюмам: Татьяна Ногинова (Россия)
Художник по свету: Сергей Мартынов (Россия)
Художник-постановщик: Андрей Войтенко (Россия)
Балетмейстер-постановщик: Галина Рахманова
Фото
--> -->--> -->
напомнить о событии
Пермский театр оперы и балета
поиск