Концерт
09 Июня / Вт 19:00–21:00
Трансляция. Легенды Пермского театра. «Пер Гюнт»
Э. Григ
Описание

Балет в двух действиях по драме Генрика Ибсена

Музыка Эдварда Грига в редакции и инструментовке Джона Ланчбери

Постановка и хореография Бена Стивенсона

Балет поставлен в 1981 году. В данной сценической версии впервые представлен в Перми в 1995 году.


«Пер Гюнт» был задуман Генриком Ибсеном как драматическая поэма для чтения и не был рассчитан на сценическое воплощение. Однако, поддавшись на уговоры друзей, драматург все-таки решился на постановку. Написать музыку к спектаклю был приглашен один из ключевых норвежских композиторов того времени Эдвард Григ. Премьера состоялась в 1876 году и вызвала оглушительный успех у публики. Из лучших, наиболее законченных номеров к драме композитор в дальнейшем создал две оркестровые сюиты, которые сегодня часто исполняются на концертах.

В ХХ веке к сюжету «Пера Гюнта» обратился балетный театр. Так, в начале 1960-х на пермской сцене шла постановка, осуществленная балетмейстером Ксенией Есауловой. В 1981 году свою версию представил американский хореограф Бен Стивенсон. Спектакль был поставлен для труппы Хьюстонского балета и перенесен на родину Ибсена — в Норвегию, а также на сцены Европы и Чили.

Для этой редакции Джон Ланчбери использовал не только сюиту «Пер Гюнт», но и дополнил ее другой музыкой Грига. Стивенсон разбил длинное повествование на серию эпизодов. Хореографа привлекла история Пера Гюнта прежде всего благодаря яркому мужскому персонажу — поскольку в центре всех классических балетов, как правило, женские образы. «Да, Пер Гюнт — неприятный малый, — говорит Бен Стивенсон о своем антигерое, — он ужасно поступает со своей матерью, волокита и распутник, ему на всё наплевать, он ни о ком и ни о чем не беспокоится. Но в то же время я чувствую, что есть в нем, безусловно, что-то человеческое, что привлекает меня в нем».


КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ

Картина первая. «Сельский домик в Норвегии в 1820-х годах»

Пер Гюнт, молодой человек, которого крестьяне считают ленивым и предающимся разгулу, проводит все свое время в мечтаниях о будущем благополучии, не желая помогать своей матери Осе, которая из сил выбивается, поддерживая свое нехитрое хозяйство. Одна из подруг Пера Ингрид выходит замуж за состоятельного бюргера. Пер решает пойти на свадьбу, чтобы вновь увидеть скромную, застенчивую Сольвейг, которая вместе со всей своей семьей проходила мимо его дома по дороге на свадьбу.

Картина вторая. «Свадьба»

В разгар веселья прибывает Пер. Сельчане в смятении и тревоге смотрят на него. Не обращая внимания на их презрение, Пер ищет возможность пригласить на танец приглянувшуюся ему Сольвейг, но она отказывается. С досады, что Сольвейг к нему равнодушна, Пер пытается соблазнить Ингрид, уговаривая ее сбежать от новоиспеченного мужа. Ингрид с готовностью соглашается, и молодая пара исчезает со свадьбы к ужасу толпы, которая преследует их.

Картина третья. «Тропинка, ведущая к лесу»

Пер устал от своей смелой проделки и вскоре покидает несчастную Ингрид, мечтая только о Сольвейг. Сельчане продолжают поиски беглеца.

Картина четвертая. «Пробиваясь в глубь леса»

Бежав из родного села от наказания за безобразное поведение на чужой свадьбе, измученный погоней, Пер встречается с тремя странными женщинами, которые увлекают его в глубь леса. Появляется Король гор и его свита: тролли, монстры и гоблины. Пера обольщает Женщина в зеленом, дочь Короля гор, но его не устраивает перспектива стать принцем отродья отвратительных уродцев, и Пер отказывается от тех благ, что сулит ему брак с наследницей королевства троллей.

Картина пятая. «Хижина в лесу»

Пер выстроил в лесу избушку. Здесь его находит Сольвейг, полюбившая Пера с первого взгляда. Но радость их встречи прерывается печальным известием о том, что умирает Осе. Пер устремляется к матери. Сольвейг обещает ждать его.

Картина шестая. «Дом Осе»

Пер тайком пробирается к своей матери, которую давно покинул. С глубокой скорбью глядит сын на смертное ложе старой Осе. Напрасны его старания отвлечь ее вдохновенными рассказами об их будущем счастье. Осе умирает на его руках.


ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ

Картина первая. «Караванный путь в Египет в 1840-х годах»

И снова странствует Пер Гюнт. Он стал состоятельным благодаря торговле рабами. Путешествуя по Египту со своей новой американской благодетельницей и ее друзьями, он покупает шелка и драгоценности. В палатке главного торговца, разбитой в пустыне, он встречает обольстительную дочь купца Анитру, которая пленила его. Разгневанная американка покидает его. Но и Анитра предает Пера — ограбив, она оставляет его в пустыне.

Картина вторая. «В сумасшедшем доме»

Брошенный один в знойных песках, Пер рад получить помощь от странника в черном. Обманутый, Пер оказался в сумасшедшем доме, где его обитатели объявляют Пера своим королем и где он проводит многие годы.

Картина третья. «Буря в море»

Бежав из сумасшедшего дома, Пер, одинокий и безденежный, нанимается на торговое судно. В Северном море корабль попадает в сильный шторм и тонет. Но Перу удается выбраться на берег, чтобы выжить, уцелеть, приспособиться…

Возрастная категория: 6+
Продолжительность: 2 часа 0 минут
Количество антрактов: 1
постановщики
Постановка и хореография: Бен Стивенсон
Ассистент хореографа: Дорио Перес
Дирижер: Александр Шамеев
Художник-постановщик: Алла Коженкова
Художник по костюмам: Людмила Евстратова
Фото
напомнить о событии
Пермский театр оперы и балета
поиск