Концерт хора Parma Voices

Н. Черепнин
Концерт
6+
Концерт хора Parma Voices
Частная филармония «Триумф»

К 150-летию со дня рождения Николая Черепнина

В программе:

Николай Черепнин (1873—1945)
«Благослови, душе моя, Господа»

«Свете тихий»


«Богородице Дево»


Фрагменты Литургии св. Иоанна Златоуста, ор. 32


Шесть духовных хоров, op. 51

Если считать Рахманинова эталоном хорового сочинительства, то Черепнин ему ничуть не уступает. Такое открытие сделала для себя главный хормейстер Пермского театра оперы и балета Екатерина Антоненко, готовя специальную концертную программу для Parma Voices. В год 150-летия со дня рождения Николая Черепнина его музыка, забытая в нашей стране по политическим мотивам, даже на профессионалов производит сенсационное впечатление, поражая богатством и красотой.

Екатерина Антоненко:

— Многое из того, что создал этот композитор, осталось неизданным. Часть работ была опубликована за рубежом. Лишь благодаря кропотливой работе исследователей сегодня наследие Черепнина по крупицам возвращается к российскому слушателю. Его хоровая музыка очень красивая, но совершенно неизвестная; ее никто не поет, нет записей. У нее непростая судьба: Черепнин, судя по всему, издал только часть того, что было написано. В его произведениях — ностальгия по Родине, продолжение традиции, воспоминания. Совершенно очевидно, что никто при его жизни не исполнял это в том виде, в котором он себе представлял. А жаль, это музыка высшей пробы.

О Николае Черепнине активно заговорили еще до его юбилея. Годом ранее весь мир отмечал 150-летие со дня рождения Сергея Дягилева, а Черепнин был первым композитором, к кому обратился великий импресарио: с его балета «Павильон Армиды» начался триумф «Русских сезонов» в Европе. Помимо композиторской работы, с 1909 по 1914 год он дирижировал спектаклями дягилевской антрепризы.

Сегодня мы по-новому открываем для себя автора, чье творчество из-за эмиграции было отринуто в Советском Союзе. Но для современников Николай Черепнин был значительной фигурой. Дирижер Мариинского театра и разнообразных концертных программ, преподаватель Петербургской консерватории, где он основал класс дирижирования, а среди его учеников был, в частности, Сергей Прокофьев. Сам Черепнин отучился композиции у Николая Римского-Корсакова, у которого перенял мастерство сочетания традиции и новых веяний. Тесно общался с мирискусниками, рука об руку с которыми перешагнул в Европу. В 1925 году основал в Париже Русскую консерваторию, где преподавали среди прочих Сергей Рахманинов и Сергей Лифарь.

Авторское наследие Николая Черепнина составляют оперы и балеты, сочинения ораториального жанра, симфонические и инструментальные пьесы, а также множество вокальных произведений, которые еще ждут своего первого исполнения.

Впрочем, по сравнению с остальным миром пермский слушатель находится в привилегированном положении: с вокальным творчеством Николая Черепнина он уже знаком благодаря «Антологии русской музыки» — проекту солистки Пермской оперы Натальи Кирилловой. Несколько лет назад она обратила внимание на незаслуженно забытый пласт творчества композитора Серебряного века и посвятила ему — задолго до юбилея — несколько концертных программ.

Постановщики

Екатерина Антоненко

Главный хормейстер и дирижер

15 октября 2023 19:00
Главная Афиша и билеты Концерт хора Parma Voices