26 ноября 2022
Сегодня
27 ноября 2022
30 ноября 2022
01 декабря 2022
03 декабря 2022
04 декабря 2022
07 декабря 2022
09 декабря 2022
10 декабря 2022
11 декабря 2022
12 декабря 2022
13 декабря 2022
14 декабря 2022
16 декабря 2022
17 декабря 2022
18 декабря 2022
21 декабря 2022
22 декабря 2022
25 декабря 2022
27 декабря 2022
28 декабря 2022
29 декабря 2022
30 декабря 2022
31 декабря 2022
01 января 2023
02 января 2023
03 января 2023
04 января 2023
05 января 2023
06 января 2023
07 января 2023
08 января 2023
11 января 2023
12 января 2023
13 января 2023
14 января 2023
15 января 2023
18 января 2023
19 января 2023
21 января 2023
22 января 2023
28 января 2023
29 января 2023
31 января 2023
Афиша
  • Ноябрь
    26
  • Декабрь
  • Январь
Пульсации. Произведения из собрания Михаила Алшибая (Москва)
Возрастная категория: 6+
Продолжительность: 1 час 0 минут

Выставка демонстрирует произведения из коллекции известного московского кардиохирурга Михаила Алшибая. Куратор — Юлия Лебедева.

Михаил Михайлович Алшибая (р. 1958) — профессор, доктор медицинских наук, руководитель отделения коронарной хирургии Научного центра сердечно-сосудистой хирургии им. А. Н. Бакулева РАМН.

Во всех своих ипостасях (врача, ученого и собирателя) Михаил Алшибая — экспериментатор. Он начал коллекционировать произведения советских нонконформистов в 1986 году, довольно быстро поняв, насколько поверхностно изучено это искусство, а вскоре расширил свой круг интересов и в сторону современности. Коллекция Михаила Алшибая — это авторский взгляд на период в истории отечественного искусства длиною в полвека. Сегодня его собрание насчитывает несколько тысяч произведений. 

На выставке представлены около шестидесяти экспонатов. Среди них не только произведения художников-нонконформистов, но и работы представителей современного (актуального) искусства, а также эскизы театральных костюмов 1920-х и 1960-х годов.

Юлия Лебедева:

— Назвав проект «Пульсации», мы хотели поразмышлять о том, что искусство и коллекция — живой организм, наполненный эмоциями, пульсирующий и бьющийся подобно сердцу. На примере произведений, созданных в разное время, разворачивается сразу несколько параллельных историй — искусства, любви к искусству и, конечно же, самой жизни.

Здесь — и магия изображений, и магия слов, и магия чисел. Произведения в экспозиции как будто «беседуют» друг с другом. Мы выстроили, возможно, несколько на первый взгляд странные, но крайне интересные диалоги. Театральные эскизы перекликаются с картинами, в сюжетах которых присутствуют элементы театральности: например, акварель Дмитрия Плавинского «Венеция» выглядит как декорация, сюжеты живописи Андрея Демыкина и Анатолия Слепышева — как театральные постановки, а иллюстрации Виктора Пивоварова к стихам Игоря Холина — как трагические маски.

Здесь встречаются композиции из игральных карт Владимира Немухина, цветы Владимира Яковлева, портреты кисти Игоря Ворошилова, Анатолия Зверева и Наталии Турновой, натюрморты Дмитрия Краснопевцева, Михаила Гробмана, Эдуарда Штейнберга и заново открытой коллекционером Натальи Касаткиной, тревожные городские сценки в карандашных рисунках Владимира Пятницкого, пейзажи Алексея Каменского, Беллы Левиковой, Клары Голицыной, Витаса Стасюнаса и вид из «Окна» Михаила Рогинского, словесные игры Андрея Абрамова, Юрия Альберта, Сергея Волкова и Дмитрия Гутова и многое другое.

Особая тема в коллекции и на выставке — «дела сердечные»: несколько изображений сердца, в том числе совместная работа Марии Арендт и самого Михаила Алшибая «Курсы кройки и шитья» — инсталляция-перформанс, показанный в Третьяковской галерее в 2012 году, когда кардиохирург оставил несколько специальных медицинских стежков на работах художницы из ткани с вышивками, изображающими операции на сердце.

Михаил Алшибая:

— Моя коллекция посвящена так называемому нонконформистскому искусству — искусству, которое в советское время считалось «антисоветским», а в действительности стремилось к главному, что есть в человеческой жизни и жизни искусства, — к свободе. На выставке будет показан лишь маленький фрагмент моего собрания, но, учитывая, что искусство театра — главная тема фестиваля, мы представим в качестве эпиграфа театральные работы художников.

Однако своеобразная драматургия присуща и станковым живописным, и графическим работам. Столкновение пластических масс определяет эту драматургию, но и концептуальный момент тоже. Жизнь есть театр — говорили великие драматурги прошлого Кальдерон и Шекспир, жизнь есть сон — повторяли они же. Театр и сновидения, преломленные в живописи и пульсирующие, — вот главная тема этой экспозиции. 

Фото
Пермская художественная галерея
поиск