Сумерки романтизма
17 сентября / ср
19:00
Исполнители:
Анна Когун (виолончель)
Анастасия Иванова (фортепиано)
В программе:
Иоганнес Брамс (1833–1897)
Соната для виолончели и фортепиано № 1 ми минор, ор. 38
Соната для виолончели и фортепиано № 2 фа мажор, ор. 99
Исаак Альбенис (1860–1909)
«Альбайсин» из сюиты для фортепиано «Иберия», T. 105
«Ангустия» («Тревога»), романс без слов для фортепиано, Т. 70
Родион Щедрин (1932–2025)
«В подражание Альбенису» для скрипки (виолончели) и фортепиано, ор. 52
Драматургия программы «Сумерки романтизма» выстроена так, словно призвана сказать: романтизм не прошлое. Из XIX века он перешагнул в век ХХ и, верно, продолжает существовать с нами бок о бок сегодня.
Программа открывается сочинениями немецкого композитора Иоганнеса Брамса. Брамс — такая же эмблема романтизма в музыке, как художник Каспар Давид Фридрих — в живописи. Гордая фигура, одиноко стоящая над высоким обрывом спиной к зрителю (картина «Странник над морем тумана»), — чем не иллюстрация творческой стихии Брамса?
Его Соната для виолончели и фортепиано № 1 раздвигает границы романтизма в глубину истории. В этом сочинении молодой Брамс отдает дань композиторам прошлого (при желании здесь можно расслышать не только цитату из «Искусства фуги» Баха, но и отголоски музыки Бетховена и Шуберта) и претендует на свое место в пантеоне. И место это — важнейшего автора в области камерной музыки эпохи классического романтизма.
Следом за Первой дуэтной сонатой прозвучит Вторая, написанная, однако, через двадцать с лишним лет. Отличия налицо. Если Первая выглядит смелой заявкой на главную роль, то Соната для виолончели и фортепиано № 2 представляет собой уже полное слияние с образом — игру в полный рост, без оглядки на публику. Впрочем, не только на публику, но и на неподкованных музыкантов. Бытует анекдот о некоей виолончелистке, которая должна была исполнять это произведение с самим Брамсом и пожаловалась ему, что не слышит себя за трудным рисунком первой части. На что автор язвительно ответил: «Вам повезло!»
Также вызовом, но уже для пианиста, является «Альбайсин» из сюиты «Иберия» испанского композитора Исаака Альбениса. Альбайсин, в честь которого названо произведение, — это старинный район Гранады, архитектурная жемчужина испано-мусульманского городского устройства. Силами одного инструмента Альбенис имитирует классический испанский дуэт — танец фламенко и гитару. По ходу исполнения их голоса должны то сливаться в едином потоке, то контрастировать друг с другом. «Испанизм и техническая сложность, доведенная до предела», — писал в целом об «Иберии» каталонский пианист-виртуоз Хоакин Малатс, и «Альбайсин» — прямое подтверждение его словам.
«В подражание Альбенису» Родиона Щедрина венчает концертную программу. Как признавался автор, он писал эту пьесу как подарок ко дню рождения своей возлюбленной — балерины Майи Плисецкой, с которой они тогда только поженились. Лучшим выражением его чувств и характеристики именинницы стал по духу испанский танец (со временем, как известно, эта идея у Щедрина разовьется в «Кармен-сюиту», которая станет музыкально-танцевальным портретом великой балерины). В августе этого года Родион Щедрин скончался, пережив Плисецкую на десять лет.
По стечению обстоятельств, «В подражание Альбенису» становится не просто ослепительным финалом концертной программы, задуманной виолончелисткой Анной Когун и пианисткой Анастасией Ивановой, а гимном — гимном романтического отношения к жизни, которому всегда найдется воплощение, несмотря на смены исторических и культурных эпох.
* В программе возможны изменения
Другие события
15 декабря 2025
Рождественские пасторали. Концерт музыки для арфы
К. Ф. Э. Бах, Г. Ф. Гендель, Г. Берлиоз, А. Жоливе, С. Ляпунов и др. Концерт
19 декабря 2025
В. А. Моцарт, Дж. Верди, М. Глинка, М. Мусоргский, П. Чайковский и др. Концерт
31 января 2026
Зимние грёзы. Русская музыка для хора а сарреllа
Г. Свиридов, В. Калинников, В. Гаврилин, Д. Смирнов и др. Концерт